В собрании музея находится большая коллекция иконографических материалов, раскрывающих образы угличских святых, самые известные из которых — царевич Димитрий, сын Ивана Грозного, погибший в Угличе в 1591 году, и князь Роман, правитель Угличского княжества в XIII столетии. Среди них особую группу составляют парсуны царевича Димитрия.
Царский сын был канонизирован в 1606 году как «благоверный царевич Димитрий Угличский, угличский и московский и всея Руси чудотворец». Культ Димитрия приобрел в городе исключительное значение, в каждой церкви были его иконы, праздники царевича Димитрия и сейчас собирают множество людей, день его памяти отмечается 19 октября.
Царевич стал народным святым, и для этого есть историческая основа. После прибытия в город царского сына угличане стали связывать с ним большие надежды на будущее возвышение города, его называли Угличским государем и были уверены в его праве на царский престол. После гибели Димитрия и последующего долгого периода Смуты появляется идея запечатлеть память о «государе» в самом имени города. «Угличский летописец», составленный в конце XVIII века, сохранил это настоятельное желание, даже требование: город «превыше древнего своего именования» должен принять новое название, «Царе-Углич имя ему положится отныне!».
Тогда же, в XVIII веке, получают широкое распространение образы Димитрия, написанные на холсте, дополненные сценами его жития и снабженные пояснительными надписями. Это некий особый вид изображения, отдельный от икон: картины имеют скорее историческое или мемориальное значение, их относят к традиции парсунного письма. Таких парсун существует множество, они стали яркой и самобытной частью художественной традиции города. В том же «Угличском летописце» упомянут городской обычай встречи официальных «высоких гостей»:
Царский сын был канонизирован в 1606 году как «благоверный царевич Димитрий Угличский, угличский и московский и всея Руси чудотворец». Культ Димитрия приобрел в городе исключительное значение, в каждой церкви были его иконы, праздники царевича Димитрия и сейчас собирают множество людей, день его памяти отмечается 19 октября.
Царевич стал народным святым, и для этого есть историческая основа. После прибытия в город царского сына угличане стали связывать с ним большие надежды на будущее возвышение города, его называли Угличским государем и были уверены в его праве на царский престол. После гибели Димитрия и последующего долгого периода Смуты появляется идея запечатлеть память о «государе» в самом имени города. «Угличский летописец», составленный в конце XVIII века, сохранил это настоятельное желание, даже требование: город «превыше древнего своего именования» должен принять новое название, «Царе-Углич имя ему положится отныне!».
Тогда же, в XVIII веке, получают широкое распространение образы Димитрия, написанные на холсте, дополненные сценами его жития и снабженные пояснительными надписями. Это некий особый вид изображения, отдельный от икон: картины имеют скорее историческое или мемориальное значение, их относят к традиции парсунного письма. Таких парсун существует множество, они стали яркой и самобытной частью художественной традиции города. В том же «Угличском летописце» упомянут городской обычай встречи официальных «высоких гостей»: