Евгений Александрович Лансере — скульптор-реалист, автор множества бронзовых скульптур малых форм исторического и анималистического жанров. Родился в 1848 году. Много путешествовал по средней полосе и южной части России, Украине, Кавказу, бывал в Башкирии, Киргизии, Крыму.
В собрании музея представлены две работы автора — «Черкес на лошади» (1880 год, фабрика Феликса Шопена) и «Лошадь Ажурная» (1893–1902 годы, фабрика Карла Берто).
У Евгения Лансере не было собственной литейной мастерской. Он длительное время сотрудничал с Феликсом Шопеном, внеся большой вклад в известность его фабрики. В конце 1870-х годов Шопен выкупил у Лансере эксклюзивное право отливки 17 моделей, которые ранее экспонировались на выставках отечественной промышленности, живописи и скульптуры. В 1888 году Феликс Шопен, уезжая во Францию, передал все свои дела соотечественнику Шарлю (Карлу) Берто. В клеймах на авторских работах имена фабрикантов сочетались с подписью скульптора.
В 1883 году Евгений Лансере побывал в Алжире.
Скульптура «Лошадь Ажурная» — яркий пример совмещения разных жанров: портретного, бытового и анималистического.
Молодой мужчина-араб под уздцы ведет лошадь. Главным героем в этой композиции на бытовую тему становится лошадь. Будучи увлеченным мастером-анималистом, тонким знатоком лошадей, Лансере создал реалистичное ее изображение. Скульптор узнал даже кличку своей модели, что говорит о его искреннем восхищении животным.
Изображение мужской фигуры передано с портретной и этнографической точностью. Мужчина одет в штаны-шаровары, рубашку с короткими рукавами без воротника, поверх нее — расстегнутый жилет, за широким поясом-кушаком — кинжал. На голове — феска с кисточкой, на ногах — туфли с загнутыми носками без задников.
Четкость силуэта, строгость в распределении пластических масс отличают скульптуру «Лошадь Ажурная». Композиция свободна, ритмически уравновешена.
Интерес Лансере к лошадям был столь велик, что он создал
множество композиций с ними и прославился как крупный
скульптор-анималист.