Евгений Александрович Лансере (1848–1886) — знаменитый русский скульптор, наиболее известный, своими кабинетными скульптурами, с изображением лошади и человека.
Будущий скульптор родился в Моршанске, там же поступил в гимназию. В 1861 году семья переехала в Петербург. Евгений поступил на юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования он не имел и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Николая Либериха. В 1872 году за свои работы Лансере получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени и спустя некоторое время становится почётным вольным общником Академии.
Лансере очень часто использовал в своём творчестве образ животных, чаще всего это был образ всадника и его коня. Такие сюжеты можно встретить во многих работах художника: «Прощание казака с казачкой», «Погоня», «Князь Святослав на пути в Царьград», «Царский сокольничий», Руслан и волшебная голова», «После боя (Утрата товарища коня»)».
Интерес к изображению лошадей появился у Евгения Лансере еще в детстве. Мальчик, любивший рисовать животных, просил деревенского кузнеца отлить ему коня из бронзы. Отец, узнав об этом, предложил будущему скульптору отливать формы лошадей из воска.
Подавляющее большинство произведений Евгения Лансере сохранилось в бронзе. Многие из них отливались в Петербурге на одном из крупнейших бронзолитейных предприятий — фабрике Феликса Шопена. Разрабатывая темы отечественной истории, Шопен придал выпускаемой художественной бронзе характер реалистической камерной скульптуры. В творчестве 22-летнего автора фабрикант разглядел черты нового художественного стиля. Первые работы были отлиты в 1870 году. В конце 1880 года Шопен приобрел эксклюзивное право собственности на воспроизведение 17 моделей на десять лет (среди них — «Прощание казака с казачкой»). По заданию Шопена Лансере совершил поездку в Алжир, где создал серию произведений на национальные мотивы. После отъезда Шопена во Францию и его кончины в конце 1880-х годов предприятие унаследовала его дочь.
Лансере с особой тщательностью подходил к деталям: он изображал определенные породы лошадей, подходящие под конкретную ситуацию, и всадников, костюмы которых были тщательно проработан.