Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Музея Эрьзи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Запорожец после битвы

Время создания
1873 год
Размер
51х43х28 см
Техника
бронза
3
Открыть в приложении
#3
Лансере Е.А.
Запорожец после битвы
#4
Евгений Александрович Лансере (1848—1886) — выдающийся русский скульптор-анималист XIX века. Учился на юриста в Петербурге, но часто посещал мастерскую скульптора Николая Либериха. Мечтал об Академии художеств и представлял свои работы на академических выставках. Однако поддержки и признания не получил. Работал на заказ для частных лиц.

Основой в творчестве Лансере стали конские сюжеты и формат двойного портрета: всадник и лошадь. Он был великолепным наездником и, по признанию художника Александра Бенуа, «знал лошадь, как никто». Детально лепил рельеф мускулатуры, отображал нрав коня и даже его душу. Мастер превосходно знал и человеческую фигуру. Поэтому его скульптуры получались живыми и осмысленными, а само творчество было «глубоко народно и правдиво», как говорил о нем художественный критик Стасов.

Во второй половине XIX века в искусстве стала развиваться бытовая и национально-историческая тематика. Лансере посвятил целый ряд произведений Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Эта тема и его страсть к лошадям стали краеугольным камнем знаменитой скульптуры «Запорожец после битвы». Отливалась она в бронзе на фабриках Штанге и Шопена. В списках работ автора называлась по-разному: встречались такие наименования, как «Запорожец после боя», «Казак с добычей».

Можно найти и описание сюжета: «После битвы пожилой запорожец на коне чистит саблю, рядом ведет турецкую лошадь без всадника». Это повествование об исходе недавней схватки. Наездник — суровый казак-запорожец с великолепными свисающими усами. На нем высокая папаха, а в руках — окровавленная шашка. Он сидит на уставшем и, видимо, раненном в бою коне. Лошадь хоть и медленно, но идет вперед уверенной и размашистой поступью. Рядом казак ведет захваченного турецкого коня без седока. Он беспомощен и растерян.

«Запорожец после битвы» — одно из самых драматичных и эмоциональных творений Евгения Лансере. Выразительность и острота композиционного решения в точности передают настроение каждого участника группы. Казак расслабленно сидит в седле и привычным жестом вытирает саблю о гриву своего коня. Рука резко согнута, но в этом жесте нет напряжения или агрессии. Лошадь склонила голову к вытянутой вперед ноге и потирает ее мордой. Нога ушиблена или ранена. На этом фоне особенно выделяется тревожность трофейного коня. Он потерял хозяина и все еще ищет его взглядом, развернувшись в пол-оборота. Его грива развевается. Он пленен, но еще не сломлен.

Скульптура интересна не только с повествовательно-эмоциональной точки зрения, но и с позиции исторической достоверности. Скульптор прекрасно разбирался в амуниции. Многие годы коллекционировал седла, оружие, предметы кочевого быта. В этой композиции он воссоздал военный эпизод во всех деталях. Высокая папаха и простое одеяние казака дополняют его аскетичный образ. В арсенале — ружье и пика. Они закреплены вертикально, но направлены в разные стороны. На седло трофейного коня приторочены турецкое оружие и предметы быта.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Запорожец после битвы

Время создания
1873 год
Размер
51х43х28 см
Техника
бронза
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%