Евгений Александрович Лансере (1848—1886) — выдающийся русский скульптор-анималист XIX века. Учился на юриста в Петербурге, но часто посещал мастерскую скульптора Николая Либериха. Мечтал об Академии художеств и представлял свои работы на академических выставках. Однако поддержки и признания не получил. Работал на заказ для частных лиц.
Основой в творчестве Лансере стали конские сюжеты и формат двойного портрета: всадник и лошадь. Он был великолепным наездником и, по признанию художника Александра Бенуа, «знал лошадь, как никто». Детально лепил рельеф мускулатуры, отображал нрав коня и даже его душу. Мастер превосходно знал и человеческую фигуру. Поэтому его скульптуры получались живыми и осмысленными, а само творчество было «глубоко народно и правдиво», как говорил о нем художественный критик Стасов.
Во второй половине XIX века в искусстве стала развиваться бытовая и национально-историческая тематика. Лансере посвятил целый ряд произведений Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Эта тема и его страсть к лошадям стали краеугольным камнем знаменитой скульптуры «Запорожец после битвы». Отливалась она в бронзе на фабриках Штанге и Шопена. В списках работ автора называлась по-разному: встречались такие наименования, как «Запорожец после боя», «Казак с добычей».
Можно найти и описание сюжета: «После битвы пожилой запорожец на коне чистит саблю, рядом ведет турецкую лошадь без всадника». Это повествование об исходе недавней схватки. Наездник — суровый казак-запорожец с великолепными свисающими усами. На нем высокая папаха, а в руках — окровавленная шашка. Он сидит на уставшем и, видимо, раненном в бою коне. Лошадь хоть и медленно, но идет вперед уверенной и размашистой поступью. Рядом казак ведет захваченного турецкого коня без седока. Он беспомощен и растерян.
«Запорожец после битвы» — одно из самых драматичных и эмоциональных творений Евгения Лансере. Выразительность и острота композиционного решения в точности передают настроение каждого участника группы. Казак расслабленно сидит в седле и привычным жестом вытирает саблю о гриву своего коня. Рука резко согнута, но в этом жесте нет напряжения или агрессии. Лошадь склонила голову к вытянутой вперед ноге и потирает ее мордой. Нога ушиблена или ранена. На этом фоне особенно выделяется тревожность трофейного коня. Он потерял хозяина и все еще ищет его взглядом, развернувшись в пол-оборота. Его грива развевается. Он пленен, но еще не сломлен.
Скульптура интересна не только с повествовательно-эмоциональной точки зрения, но и с позиции исторической достоверности. Скульптор прекрасно разбирался в амуниции. Многие годы коллекционировал седла, оружие, предметы кочевого быта. В этой композиции он воссоздал военный эпизод во всех деталях. Высокая папаха и простое одеяние казака дополняют его аскетичный образ. В арсенале — ружье и пика. Они закреплены вертикально, но направлены в разные стороны. На седло трофейного коня приторочены турецкое оружие и предметы быта.
Основой в творчестве Лансере стали конские сюжеты и формат двойного портрета: всадник и лошадь. Он был великолепным наездником и, по признанию художника Александра Бенуа, «знал лошадь, как никто». Детально лепил рельеф мускулатуры, отображал нрав коня и даже его душу. Мастер превосходно знал и человеческую фигуру. Поэтому его скульптуры получались живыми и осмысленными, а само творчество было «глубоко народно и правдиво», как говорил о нем художественный критик Стасов.
Во второй половине XIX века в искусстве стала развиваться бытовая и национально-историческая тематика. Лансере посвятил целый ряд произведений Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Эта тема и его страсть к лошадям стали краеугольным камнем знаменитой скульптуры «Запорожец после битвы». Отливалась она в бронзе на фабриках Штанге и Шопена. В списках работ автора называлась по-разному: встречались такие наименования, как «Запорожец после боя», «Казак с добычей».
Можно найти и описание сюжета: «После битвы пожилой запорожец на коне чистит саблю, рядом ведет турецкую лошадь без всадника». Это повествование об исходе недавней схватки. Наездник — суровый казак-запорожец с великолепными свисающими усами. На нем высокая папаха, а в руках — окровавленная шашка. Он сидит на уставшем и, видимо, раненном в бою коне. Лошадь хоть и медленно, но идет вперед уверенной и размашистой поступью. Рядом казак ведет захваченного турецкого коня без седока. Он беспомощен и растерян.
«Запорожец после битвы» — одно из самых драматичных и эмоциональных творений Евгения Лансере. Выразительность и острота композиционного решения в точности передают настроение каждого участника группы. Казак расслабленно сидит в седле и привычным жестом вытирает саблю о гриву своего коня. Рука резко согнута, но в этом жесте нет напряжения или агрессии. Лошадь склонила голову к вытянутой вперед ноге и потирает ее мордой. Нога ушиблена или ранена. На этом фоне особенно выделяется тревожность трофейного коня. Он потерял хозяина и все еще ищет его взглядом, развернувшись в пол-оборота. Его грива развевается. Он пленен, но еще не сломлен.
Скульптура интересна не только с повествовательно-эмоциональной точки зрения, но и с позиции исторической достоверности. Скульптор прекрасно разбирался в амуниции. Многие годы коллекционировал седла, оружие, предметы кочевого быта. В этой композиции он воссоздал военный эпизод во всех деталях. Высокая папаха и простое одеяние казака дополняют его аскетичный образ. В арсенале — ружье и пика. Они закреплены вертикально, но направлены в разные стороны. На седло трофейного коня приторочены турецкое оружие и предметы быта.