К 70-летию писателю и публицисту Павлу Петровичу Бажову было преподнесено множество памятных подарков, связанных с его жизнью, творчеством и интересами. Среди прочего — скульптура «Джигитовка лезгин» с дарственной надписью работы каслинских мастеров по художественному литью. Она была вручена писателю коллективом Свердловского педагогического института в январе 1949 года.
Каслинское чугунное литье — один из нескольких видов искусства, прославивших Урал далеко за пределами России. Бажов как истинный поклонник и популяризатор уральской тематики искренне интересовался историей и сутью этого промысла.
Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод (в разное время также носил названия «машиностроительного» и «Завода № 71 Всесоюзного государственного снарядного треста») — старейший металлургический завод на Южном Урале. Он был основан в 1740-х годах екатеринбургским купцом Яковом Коробковым. В 1751 году завод приобрел Никита Демидов, который перестроил и расширил корпуса. В начале XIX века у завода вновь поменялся владелец, им стал Лев Расторгуев, а Касли начинают считаться частью Кыштымского округа.
Художественное литье стало осваиваться на заводе в 1843–1845 годах, сначала в скульптурах малых форм, а затем и в предметах интерьера и мебели, вершиной и триумфом которых стал каслинский чугунный павильон, получивший Гран-при и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Поначалу каслинские литейщики использовали модели европейских художников, а также российских художников, работающих в западной манере, к ним относится и «Джигитовка» Евгения Лансере.
Переход к местной тематике был произведен местными же скульпторами: Василием Торокиным, Дмитрием Широковым, Кузьмой Тарасовым и другими. О Василии Торокине Бажов написал сказ «Чугунная бабушка». В произведении ставился акцент на таланте и самобытности уральских мастеров, обладающих тонким чутьем и художественным вкусом и умеющих передать это виденье в своих работах не хуже знаменитых и титулованных авторов.
На протяжении всего XX века производство художественного литья то прекращалось, то возобновлялось, однако приоритет завода сместился на бытовое и военное: в 1920-е годы выпускали посуду, печные детали, в 1940-е, подчинившись фронтовым нуждам, — снаряды. В настоящее время в городе Касли существуют в основном частные предприятия, продолжающие традиции классического художественного литья.
Каслинское чугунное литье — один из нескольких видов искусства, прославивших Урал далеко за пределами России. Бажов как истинный поклонник и популяризатор уральской тематики искренне интересовался историей и сутью этого промысла.
Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод (в разное время также носил названия «машиностроительного» и «Завода № 71 Всесоюзного государственного снарядного треста») — старейший металлургический завод на Южном Урале. Он был основан в 1740-х годах екатеринбургским купцом Яковом Коробковым. В 1751 году завод приобрел Никита Демидов, который перестроил и расширил корпуса. В начале XIX века у завода вновь поменялся владелец, им стал Лев Расторгуев, а Касли начинают считаться частью Кыштымского округа.
Художественное литье стало осваиваться на заводе в 1843–1845 годах, сначала в скульптурах малых форм, а затем и в предметах интерьера и мебели, вершиной и триумфом которых стал каслинский чугунный павильон, получивший Гран-при и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Поначалу каслинские литейщики использовали модели европейских художников, а также российских художников, работающих в западной манере, к ним относится и «Джигитовка» Евгения Лансере.
Переход к местной тематике был произведен местными же скульпторами: Василием Торокиным, Дмитрием Широковым, Кузьмой Тарасовым и другими. О Василии Торокине Бажов написал сказ «Чугунная бабушка». В произведении ставился акцент на таланте и самобытности уральских мастеров, обладающих тонким чутьем и художественным вкусом и умеющих передать это виденье в своих работах не хуже знаменитых и титулованных авторов.
На протяжении всего XX века производство художественного литья то прекращалось, то возобновлялось, однако приоритет завода сместился на бытовое и военное: в 1920-е годы выпускали посуду, печные детали, в 1940-е, подчинившись фронтовым нуждам, — снаряды. В настоящее время в городе Касли существуют в основном частные предприятия, продолжающие традиции классического художественного литья.