В коллекции Тамбовской картинной галереи представлена скульптура «Витязь» русского скульптора-реалиста Евгения Лансере.
Необычайно наблюдательный скульптор, Лансере стал создателем многочисленных маленьких статуэток, которые пользовались огромным успехом и определили характер так называемой кабинетной скульптуры. В ранние годы творчеству Лансере была свойственна несколько романтическая настроенность, находившая выражение в увлечении образами лихих наездников-казаков, черкесов и т. д., в приподнятости эмоционального строя этих образов, в стремительности движения изображаемых животных, в динамике композиционных решений. Позднее, к 1880-м годам, подобная романтика уступила место спокойному любованию жизнью простого человека и животным миром. Значительно расширилась и тематика произведений Лансере, включавшая теперь различные бытовые сценки, трактуемые всегда с полной серьезностью, иногда с юмором, а также исторические сюжеты, как, например, представленная в коллекции картинной галереи скульптура «Витязь».
Скульптура из собрания музея — это фрагмент композиции часов с канделябрами. В собрание Тамбовской картинной галереи произведение попало в 1983 году из коллекции Донской Е.М. Скульптура «Витязь», как и подавляющее большинство произведений Лансере, отлита в бронзе. Бронза — металл, легко поддающийся окончательной обработке (чеканке), как нельзя лучше подходит для отливки небольших, детально проработанных фигурок и групп.
Несмотря на то, что произведения мастера во многом отражали вкусы заказчиков, оригинальные работы Лансере копировались и отливались в большом количестве. Отливка происходила на заводах и бронзолитейных мастерских различных частных фирм, которые приобретали у мастера его модели и получали право в течение ряда лет отливать и продавать его произведения. Как правило, качество отливки было весьма высоким.
Говоря о значении творчества Лансере Е.А., прежде всего стоит отметить его интерес к народному быту, звучание социальных ноток, что делает его творчество неотделимым от прогрессивного направления русского искусства второй половины XIX века.
Необычайно наблюдательный скульптор, Лансере стал создателем многочисленных маленьких статуэток, которые пользовались огромным успехом и определили характер так называемой кабинетной скульптуры. В ранние годы творчеству Лансере была свойственна несколько романтическая настроенность, находившая выражение в увлечении образами лихих наездников-казаков, черкесов и т. д., в приподнятости эмоционального строя этих образов, в стремительности движения изображаемых животных, в динамике композиционных решений. Позднее, к 1880-м годам, подобная романтика уступила место спокойному любованию жизнью простого человека и животным миром. Значительно расширилась и тематика произведений Лансере, включавшая теперь различные бытовые сценки, трактуемые всегда с полной серьезностью, иногда с юмором, а также исторические сюжеты, как, например, представленная в коллекции картинной галереи скульптура «Витязь».
Скульптура из собрания музея — это фрагмент композиции часов с канделябрами. В собрание Тамбовской картинной галереи произведение попало в 1983 году из коллекции Донской Е.М. Скульптура «Витязь», как и подавляющее большинство произведений Лансере, отлита в бронзе. Бронза — металл, легко поддающийся окончательной обработке (чеканке), как нельзя лучше подходит для отливки небольших, детально проработанных фигурок и групп.
Несмотря на то, что произведения мастера во многом отражали вкусы заказчиков, оригинальные работы Лансере копировались и отливались в большом количестве. Отливка происходила на заводах и бронзолитейных мастерских различных частных фирм, которые приобретали у мастера его модели и получали право в течение ряда лет отливать и продавать его произведения. Как правило, качество отливки было весьма высоким.
Говоря о значении творчества Лансере Е.А., прежде всего стоит отметить его интерес к народному быту, звучание социальных ноток, что делает его творчество неотделимым от прогрессивного направления русского искусства второй половины XIX века.