С середины XIX века интерес к бытовым сюжетам охватывает не только живопись, но и скульптуру. В центре внимания оказывается уже не герой, а обычный человек в своей повседневной среде. Вкусы и запросы времени способствовали появлению небольших по размеру произведений, соответствующих масштабу частного интерьера. Первенство в развитии кабинетной пластики принадлежит Евгению Александровичу Лансере.
Сын инженера путей сообщения из Моршанска, Лансере окончил юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата права и не имел академического художественного образования. Тем не менее увлечённость скульптурой, знакомство с её лучшими образцами в Петербурге и Париже, а также самостоятельное изучение процесса художественного литья из бронзы позволили ему успешно дебютировать в 1869 году на выставке в Академии художеств.
Впоследствии Лансере сотрудничал с заводом Соколова, мастерскими Ф. Шопена, Н. Штанге, А. Морана, К. Берто, выпускавшими по авторским восковым моделям высококачественные бронзовые отливки. Эти скульптуры отличались изяществом и множеством исторических и этнографических деталей.
Художник много путешествовал. Впечатления от поездок на Украину, Кавказ, в Башкирию, Киргизию, Алжир и Крым легли в основу его произведений, в которых с романтическим подъёмом запечатлены особенности быта и внешнего облика народов этих регионов.
Одной из таких скульптур является композиция «Арабский шейх на коне». В ней особенно проявляется талант Лансере как мастера бытового жанра и художника-анималиста.
Арабский шейх — вождь племени кочевников-бедуинов — выполнял важнейшие функции в жизни своего сообщества: распоряжался пастбищами и колодцами, вершил суд, следил за соблюдением обычаев, возглавлял военные действия. При этом он не имел внешних знаков власти и не соблюдал особого церемониала в обращении с соплеменниками.
Блестящий наездник и знаток лошадей, Лансере, несмотря на недолгую жизнь, оставил обширное наследие, в котором лошадь играет ключевую роль. Благодаря массовому производству его работ на литейных заводах, скульптуры Лансере получили широкую известность и принесли заслуженную славу как автору, так и русской скульптуре — далеко за пределами России.