Лансере Евгений Александрович — скульптор. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Систематического художественного образования не имел, посещал мастерскую Николая Ивановича Либериха, в 1867 совершил поездку в Париж для изучения художественного литья. В 1869 году за работы, показанные на выставке Императорской Академии художеств, получил звание классного художника 2-й степени, в 1872-м — классного художника 1-й степени, в 1874 году стал почетным вольным общником Императорской Академии художеств.
Во время путешествий Евгений Александрович Лансере изучал работы известных французских, бельгийских и русских скульпторов, посещал музеи, галереи и много наблюдал. Путешествуя по Киргизии, Башкирии, Кавказу, скульптор живо интересовался не только бытом местного населения, но и местными породами лошадей.
По отзывам современников, сам Лансере был великолепным наездником, которого порой даже сравнивали с кентавром — до такой степени он был единым целым со своим конем во время езды. Работая над очередной композицией, скульптор не создавал какую-нибудь «среднюю» лошадь. Он детально прорисовывал не только само животное, но и подбирал породу, соответствующую наезднику. Так, шейх у него восседал верхом на арабском коне, англичанка — на гунтере (полукровная английская порода), а уж для казака обязательно подбирался удалой степной конь.
Первоначально Лансере выполнял частные заказы, поэтому каждое изделие существовало в одном экземпляре. Но работы мастера были так хороши, что крупные русские фабриканты-литейщики приобрели права на производство его форм. Одним из таких предпринимателей был Феликс Шопен.
Скульптурная композиция «Черкес на лошади» изображает черкеса-табунщика верхом на коне в традиционном костюме — черкеске с газырями в закрепленных в ряд нагрудных кармашках, поверх наброшена бурка, на голове — папаха, на ногах — мягкая обувь. В руке всадника — аркан для ловли животных.
В передаче особенностей национального костюма, движения, в убедительно подобранном типаже героя и воплощении его характера проявляется исключительная наблюдательность скульптора.
Произведение относится к периоду творческой зрелости художника.