Наталья Сергеевна Гончарова — одна из трех «амазонок русского авангарда», решительная, дерзкая, богато одаренная художница. Не боявшаяся эпатировать публику, она сумела привнести в искусство живописи начала ХХ века особый национальный колорит.
Наталья Сергеевна родилась в 1881 году близ Тулы в дворянской семье и приходилась правнучатой племянницей Александру Сергеевичу Пушкину. Проведя детство среди крестьян, юная девушка навсегда прониклась их трудовой жизнью и после, в путешествиях по России, проявляла большой интерес к изучению деревень.
Гончарова поступила в 1901 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, а спустя три года перевелась в мастерскую живописи, став ученицей Константина Коровина, но так и не бросив заниматься скульптурой. Познакомившись с Михаилом Ларионовым, будущим лидером художников-авангардистов, Гончарова связала с ним не только личную, но и творческую судьбу, разделив все начинания.
Всемирно известная картина «Крестьяне, собирающие виноград» написана в так называемый «бубнововалетский» период творчества автора. Полотно пролежало в запасниках музея около полувека из-за негативного отношения к модернизму в советскую эпоху. В этом произведении в полной мере отражено представление Гончаровой об архетипической модели исконного народного бытия, оно наполнено глубоким и удивительно цельным духовным содержанием.
Сюжет решен в абсолютно нетрадиционной манере. Больше всего картина напоминает работы Пикассо, но с несвойственными ему красками. Вместо «распластывания» и «препарирования» предметов на холсте, характерных для «аналитического» кубизма, художница утверждает силу и весомость не только людей, но и виноградных гроздьев, изобразив их похожими на огромные глыбы.
Фигуры словно вырублены из дерева и камня, и это неудивительно, если вспомнить о том, что автор несколько лет обучалась скульптуре. Легко оперируя плоскостями, Наталья Сергеевна огранила своих крестьян подобно каменотесу.
Главный композиционный прием — плоскостность, ставшая своеобразной «зоной действия» кубистических изломов и модификаций форм. Колористическое решение почти плакатное с намеренным доминированием охристо-желтого оттенка. Его яркость и выразительность подчеркнуты глубиной дополнительных цветов, подобранных по принципу усиления основного.
В картине просматривается и библейский подтекст, ведь со времен раннехристианского искусства виноградная лоза считалась символом Христа. Это побуждает воспринимать сюжет как событие, происходящее вне времени.
При этом мотив сбора винограда преисполнен драматизма. Всеобщее предчувствие трагических перемен и грядущей мировой катастрофы выразилось и в резких линиях деформированных фигур, и в мрачных фиолетово-синих тонах. Полотно кажется предвестником скорого нарушения существующего порядка вещей, свидетелем чего человечество и оказалось в ХХ веке.
Наталья Сергеевна родилась в 1881 году близ Тулы в дворянской семье и приходилась правнучатой племянницей Александру Сергеевичу Пушкину. Проведя детство среди крестьян, юная девушка навсегда прониклась их трудовой жизнью и после, в путешествиях по России, проявляла большой интерес к изучению деревень.
Гончарова поступила в 1901 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, а спустя три года перевелась в мастерскую живописи, став ученицей Константина Коровина, но так и не бросив заниматься скульптурой. Познакомившись с Михаилом Ларионовым, будущим лидером художников-авангардистов, Гончарова связала с ним не только личную, но и творческую судьбу, разделив все начинания.
Всемирно известная картина «Крестьяне, собирающие виноград» написана в так называемый «бубнововалетский» период творчества автора. Полотно пролежало в запасниках музея около полувека из-за негативного отношения к модернизму в советскую эпоху. В этом произведении в полной мере отражено представление Гончаровой об архетипической модели исконного народного бытия, оно наполнено глубоким и удивительно цельным духовным содержанием.
Сюжет решен в абсолютно нетрадиционной манере. Больше всего картина напоминает работы Пикассо, но с несвойственными ему красками. Вместо «распластывания» и «препарирования» предметов на холсте, характерных для «аналитического» кубизма, художница утверждает силу и весомость не только людей, но и виноградных гроздьев, изобразив их похожими на огромные глыбы.
Фигуры словно вырублены из дерева и камня, и это неудивительно, если вспомнить о том, что автор несколько лет обучалась скульптуре. Легко оперируя плоскостями, Наталья Сергеевна огранила своих крестьян подобно каменотесу.
Главный композиционный прием — плоскостность, ставшая своеобразной «зоной действия» кубистических изломов и модификаций форм. Колористическое решение почти плакатное с намеренным доминированием охристо-желтого оттенка. Его яркость и выразительность подчеркнуты глубиной дополнительных цветов, подобранных по принципу усиления основного.
В картине просматривается и библейский подтекст, ведь со времен раннехристианского искусства виноградная лоза считалась символом Христа. Это побуждает воспринимать сюжет как событие, происходящее вне времени.
При этом мотив сбора винограда преисполнен драматизма. Всеобщее предчувствие трагических перемен и грядущей мировой катастрофы выразилось и в резких линиях деформированных фигур, и в мрачных фиолетово-синих тонах. Полотно кажется предвестником скорого нарушения существующего порядка вещей, свидетелем чего человечество и оказалось в ХХ веке.