Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.В. Нестеров и русское искусство XIX — XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Крестьяне, собирающие виноград

Время создания
1912 год
Размер
145x130 см
Техника
холст, масло
2
Открыть в приложении
#1
Гончарова Н.С.
Крестьяне, собирающие виноград
#2
Наталья Сергеевна Гончарова — одна из трех «амазонок русского авангарда», решительная, дерзкая, богато одаренная художница. Не боявшаяся эпатировать публику, она сумела привнести в искусство живописи начала ХХ века особый национальный колорит. 

Наталья Сергеевна родилась в 1881 году близ Тулы в дворянской семье и приходилась правнучатой племянницей Александру Сергеевичу Пушкину. Проведя детство среди крестьян, юная девушка навсегда прониклась их трудовой жизнью и после, в путешествиях по России, проявляла большой интерес к изучению деревень. 

Гончарова поступила в 1901 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, а спустя три года перевелась в мастерскую живописи, став ученицей Константина Коровина, но так и не бросив заниматься скульптурой. Познакомившись с Михаилом Ларионовым, будущим лидером художников-авангардистов, Гончарова связала с ним не только личную, но и творческую судьбу, разделив все начинания. 

Всемирно известная картина «Крестьяне, собирающие виноград» написана в так называемый «бубнововалетский» период творчества автора. Полотно пролежало в запасниках музея около полувека из-за негативного отношения к модернизму в советскую эпоху. В этом произведении в полной мере отражено представление Гончаровой об архетипической модели исконного народного бытия, оно наполнено глубоким и удивительно цельным духовным содержанием. 

Сюжет решен в абсолютно нетрадиционной манере. Больше всего картина напоминает работы Пикассо, но с несвойственными ему красками. Вместо «распластывания» и «препарирования» предметов на холсте, характерных для «аналитического» кубизма, художница утверждает силу и весомость не только людей, но и виноградных гроздьев, изобразив их похожими на огромные глыбы.
Фигуры словно вырублены из дерева и камня, и это неудивительно, если вспомнить о том, что автор несколько лет обучалась скульптуре. Легко оперируя плоскостями, Наталья Сергеевна огранила своих крестьян подобно каменотесу. 

Главный композиционный прием — плоскостность, ставшая своеобразной «зоной действия» кубистических изломов и модификаций форм. Колористическое решение почти плакатное с намеренным доминированием охристо-желтого оттенка. Его яркость и выразительность подчеркнуты глубиной дополнительных цветов, подобранных по принципу усиления основного. 

В картине просматривается и библейский подтекст, ведь со времен раннехристианского искусства виноградная лоза считалась символом Христа. Это побуждает воспринимать сюжет как событие, происходящее вне времени. 

При этом мотив сбора винограда преисполнен драматизма. Всеобщее предчувствие трагических перемен и грядущей мировой катастрофы выразилось и в резких линиях деформированных фигур, и в мрачных фиолетово-синих тонах. Полотно кажется предвестником скорого нарушения существующего порядка вещей, свидетелем чего человечество и оказалось в ХХ веке.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Крестьяне, собирающие виноград

Время создания
1912 год
Размер
145x130 см
Техника
холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Гончарова Н.С. Коллекция работ

Натюрморт. Свертки и каменная баба
Натюрморт. Свертки и каменная баба
Смоленская художественная галерея
Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного
Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного
Государственный Русский музей
Старец верхом на быке
Старец верхом на быке
Музей В.А. Тропинина
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Иллюстрация к книге «Весна после смерти»
Иллюстрация к книге «Весна после смерти»
Музей В.А. Тропинина
Город
Город
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эскиз женского костюма к балету «Испания»
Эскиз женского костюма к балету «Испания»
Музей В.А. Тропинина
Эскиз рекламной афиши для русского издательства
Эскиз рекламной афиши для русского издательства
Музей В.А. Тропинина
Слову о полку Игореве
Слову о полку Игореве
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет трех персон
Портрет трех персон
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Шабат (Евреи)
Шабат (Евреи)
Музей изобразительных искусств Татарстана
Борцы
Борцы
Государственный Русский музей
Композиция – театральная декорация
Композиция – театральная декорация
Музей В.А. Тропинина
Цветы
Цветы
Вятский художественный музей
В мастерской художницы
В мастерской художницы
Тульский музей изобразительных искусств
Два старца в хитонах
Два старца в хитонах
Музей В.А. Тропинина
Чай капитана Согуба
Чай капитана Согуба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Евангелисты
Евангелисты
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%