Картина «Расцветшая сирень» — одна из интересных работ Давида Давидовича Бурлюка. Была написана в период его пребывания в Башкирии. Он приехал сюда в 1915 году после исключения из Московского училища живописи за увлечение «вредным и опасным» футуризмом. Вместе с семьей поселился недалеко от Уфы, где прожил три года. Именно здесь было написано полотно с сиренью, на что указывает и фон из ярких башкирских паласов. Картина занимает достойное место среди 38 его произведений, которые находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова.
Приезд такой значимой фигуры, как Давид Бурлюк, уфимские художники восприняли с восторгом и энтузиазмом. Он и здесь продолжал популяризировать близкие ему идеи футуризма. В Башкирии художник создал более 200 картин, в которых экспериментировал с темами, жанрами и живописными фактурами. Он не только сочетал приемы футуризма и кубизма, но и наполнял свои работы элементами импрессионизма. Стал одним из организаторов объединения «Бубновый валет», что оказало влияние на его творчество.
Художники-новаторы пропагандировали полнозвучие цветов и устойчивость зрительных образов. Предметы и предметность стали основными в их творчестве. Именно поэтому на первый план вышел жанр натюрморта, позволяющий воплотить эту концепцию в полной мере. Она была близка и Давиду Бурлюку. В этот период времени в его творчестве появляются картины с крупными формами. В основном это цветы, которые любил и французский художник Поль Сезанн. Бурлюк был большим поклонником Сезанна, что объясняет присутствие элементов импрессионизма в его работах.
Но если у французских живописцев пространство также играло немаловажную роль в отображении идеи, то у «Бубновых валетов» на первый план вышла массивность фактуры. Художники этого направления шли в обратном направлении — от импрессионизма к кубизму и футуризму. Выводили на первый план монументальную форму и выразительный художественный образ. На картине «Расцветшая сирень» им стал огромный букет. Тема цветения всегда ассоциировалась у художников с весной и возрождением. В данном случае параллель не такая очевидная. Речь идет, скорее, об эволюционном процессе, который переживали «Бубновые валеты» в поисках форм, фактур и композиций.
Вся эта идеологическая подоплека нужна не для того, чтобы усложнить восприятие простого сюжета — цветущей сирени в вазе, а с целью понять, через какую призму автор смотрел на окружающие вещи, и почему он изображал их именно так. В картине «Расцветшая сирень» неслучайно отсутствует и световоздушная среда — только цвета и краски. Как говорил сам художник, именно они являются «символизирующими представителями света». И наполняют полотно воздухом, которым дышит уже не одно поколение поклонников его таланта.
Приезд такой значимой фигуры, как Давид Бурлюк, уфимские художники восприняли с восторгом и энтузиазмом. Он и здесь продолжал популяризировать близкие ему идеи футуризма. В Башкирии художник создал более 200 картин, в которых экспериментировал с темами, жанрами и живописными фактурами. Он не только сочетал приемы футуризма и кубизма, но и наполнял свои работы элементами импрессионизма. Стал одним из организаторов объединения «Бубновый валет», что оказало влияние на его творчество.
Художники-новаторы пропагандировали полнозвучие цветов и устойчивость зрительных образов. Предметы и предметность стали основными в их творчестве. Именно поэтому на первый план вышел жанр натюрморта, позволяющий воплотить эту концепцию в полной мере. Она была близка и Давиду Бурлюку. В этот период времени в его творчестве появляются картины с крупными формами. В основном это цветы, которые любил и французский художник Поль Сезанн. Бурлюк был большим поклонником Сезанна, что объясняет присутствие элементов импрессионизма в его работах.
Но если у французских живописцев пространство также играло немаловажную роль в отображении идеи, то у «Бубновых валетов» на первый план вышла массивность фактуры. Художники этого направления шли в обратном направлении — от импрессионизма к кубизму и футуризму. Выводили на первый план монументальную форму и выразительный художественный образ. На картине «Расцветшая сирень» им стал огромный букет. Тема цветения всегда ассоциировалась у художников с весной и возрождением. В данном случае параллель не такая очевидная. Речь идет, скорее, об эволюционном процессе, который переживали «Бубновые валеты» в поисках форм, фактур и композиций.
Вся эта идеологическая подоплека нужна не для того, чтобы усложнить восприятие простого сюжета — цветущей сирени в вазе, а с целью понять, через какую призму автор смотрел на окружающие вещи, и почему он изображал их именно так. В картине «Расцветшая сирень» неслучайно отсутствует и световоздушная среда — только цвета и краски. Как говорил сам художник, именно они являются «символизирующими представителями света». И наполняют полотно воздухом, которым дышит уже не одно поколение поклонников его таланта.