Михаил Федорович Ларионов был одним из соучредителей творческого объединения «Бубновые валеты» наряду с Петром Кончаловским и Ильей Машковым. Но по стилистике и колористике живопись Михаила Ларионова была иной, и характеризовали ее часто как экспериментирующее бунтарство.
Михаил Ларионов был увлечен стилистикой примитивизма, связанной с проникновением в искусство простых мотивов лубочных картинок, городской вывески, народной игрушки. Это и послужило причиной его ухода из «Бубновых валетов» и сподвигло на самостоятельную организацию выставок с шокирующими обывателя названиями. Сюжеты Ларионова также отличались от концепции «Бубновых валетов». Если в объединении во главу угла ставили предметную живопись, натюрморт, то Михаил Ларионов отдавал предпочтение жанровым сценам.
В результате творческих поисков Михаил Ларионов стал основоположником русского примитивизма. В его произведениях царила обстановка провинциальных улиц, второразрядных парикмахерских, необустроенных солдатских казарм, а в колористике доминировали мягкие, слегка тусклые оттенки. Цветовую палитру определяли народные темы, которые стали основой его художественной программы.
Яркий тому пример — экспонирующееся в музее полотно «Трамвай. Городская улица». Михаил Ларионов написал картину в период, когда окончательно распрощался с «Бубновыми валетами» и решил идти своим путем — в 1911 году. Это футуристическая композиция по сути — городской пейзаж. Легко увлекающийся художник-экспериментатор в своих полотнах придерживался принципов футуризма и даже стал активным участником европейского футуристического движения.
Футуризм, прогнозирующий превосходство индустриальных ритмов в недалеком будущем — в эпоху научно-технической революции, требовал уже сегодня внедрять эти ритмы в конструкции художественных произведений. Так возник один из главных приемов течения — монтаж, когда изображаемый предмет составляется из разных предметов и не связанных частей. При этом произведение обретало способность к причудливой трансформации и наполнялось спонтанной динамикой.
Футуристический монтаж часто сочетали со сдвигом форм, характерным для кубизма, и эти радикальные течения идеально подходили для реализации темы городских ритмов с их движением и диссонансами. В пейзаже «Трамвай. Городская улица» переданы ощущения человека, который случайно оказался в центре городского движения и замер, наблюдая за движущимися прохожими, трамваем, конными повозками.
Картина «Лучистые линии» тоже написана в 1911 году. И как подсказывает зрителю ее название, имеет самое непосредственное отношение к теории лучизма. Полотно интересно еще и тем, что художник в ней выступил предвестником абстракционизма.
Михаил Ларионов был увлечен стилистикой примитивизма, связанной с проникновением в искусство простых мотивов лубочных картинок, городской вывески, народной игрушки. Это и послужило причиной его ухода из «Бубновых валетов» и сподвигло на самостоятельную организацию выставок с шокирующими обывателя названиями. Сюжеты Ларионова также отличались от концепции «Бубновых валетов». Если в объединении во главу угла ставили предметную живопись, натюрморт, то Михаил Ларионов отдавал предпочтение жанровым сценам.
В результате творческих поисков Михаил Ларионов стал основоположником русского примитивизма. В его произведениях царила обстановка провинциальных улиц, второразрядных парикмахерских, необустроенных солдатских казарм, а в колористике доминировали мягкие, слегка тусклые оттенки. Цветовую палитру определяли народные темы, которые стали основой его художественной программы.
Яркий тому пример — экспонирующееся в музее полотно «Трамвай. Городская улица». Михаил Ларионов написал картину в период, когда окончательно распрощался с «Бубновыми валетами» и решил идти своим путем — в 1911 году. Это футуристическая композиция по сути — городской пейзаж. Легко увлекающийся художник-экспериментатор в своих полотнах придерживался принципов футуризма и даже стал активным участником европейского футуристического движения.
Футуризм, прогнозирующий превосходство индустриальных ритмов в недалеком будущем — в эпоху научно-технической революции, требовал уже сегодня внедрять эти ритмы в конструкции художественных произведений. Так возник один из главных приемов течения — монтаж, когда изображаемый предмет составляется из разных предметов и не связанных частей. При этом произведение обретало способность к причудливой трансформации и наполнялось спонтанной динамикой.
Футуристический монтаж часто сочетали со сдвигом форм, характерным для кубизма, и эти радикальные течения идеально подходили для реализации темы городских ритмов с их движением и диссонансами. В пейзаже «Трамвай. Городская улица» переданы ощущения человека, который случайно оказался в центре городского движения и замер, наблюдая за движущимися прохожими, трамваем, конными повозками.
Картина «Лучистые линии» тоже написана в 1911 году. И как подсказывает зрителю ее название, имеет самое непосредственное отношение к теории лучизма. Полотно интересно еще и тем, что художник в ней выступил предвестником абстракционизма.