Наталья Гончарова в новейшее время дважды становилась самой дорогой в мире художницей. За свою жизнь она много раз меняла авторский стиль, сотрудничала с Сергеем Дягилевым, испытала и настоящую славу, и забвение. Рассказываем о жизни и творчестве законодательницы моды рубежа веков.
Персона Эмиграция, бедность и новый виток славы
Гончарова Наталья Сергеевна
Годы жизни: 1881—1962
#2
#3
Поиски авторского стиля
#4
Наталья Гончарова родилась 21 июня 1881 года в Тульской губернии. Она происходила из дворянского рода и до 10 лет жила в поместьях отца. В 1891 году Гончарова с семьей отправилась в Москву и начала учиться в Четвертой женской гимназии. После выпуска из нее художница в 1900 году поступила на курсы медицинских сестер, но так и не окончила их. Следующим местом учебы стал исторический факультет Высших женских курсов. В это время Наталья Гончарова решила заниматься живописью.
В 1901 году она выдержала экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и попала в класс к скульптору Павлу Трубецкову. Некоторые исследователи считают, что именно в училище Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, творческим соратником и мужем. Существует версия, что именно он уговорил Гончарову попробовать импрессионистскую манеру письма и перейти в класс к Константину Коровину. Но на самом деле художница не бросала занятия скульптурой, а в 1904 году получила Малую серебряную медаль за этюды с животными.
Новым интересом Гончаровой стал фовизм — авангардное течение, в основе которого лежало внимание к ярким цветам, простые формы и отказ от перспективы и светотени. Художница часто использовала в работах приемы из иконописи и примитивного искусства.
Вскоре она снова сменила направление — стала писать картины в духе кубизма и примитивизма. Ее работы показывали на экспозициях Московского товарищества художников, «Русской художественной выставке» Сергея Дягилева и Осеннем салоне в Париже.
В 1909 году Гончарова впервые сотрудничала с театром: оформила постановку «Свадьба Зобеиды» для частной студии.
В 1901 году она выдержала экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и попала в класс к скульптору Павлу Трубецкову. Некоторые исследователи считают, что именно в училище Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, творческим соратником и мужем. Существует версия, что именно он уговорил Гончарову попробовать импрессионистскую манеру письма и перейти в класс к Константину Коровину. Но на самом деле художница не бросала занятия скульптурой, а в 1904 году получила Малую серебряную медаль за этюды с животными.
Новым интересом Гончаровой стал фовизм — авангардное течение, в основе которого лежало внимание к ярким цветам, простые формы и отказ от перспективы и светотени. Художница часто использовала в работах приемы из иконописи и примитивного искусства.
Вскоре она снова сменила направление — стала писать картины в духе кубизма и примитивизма. Ее работы показывали на экспозициях Московского товарищества художников, «Русской художественной выставке» Сергея Дягилева и Осеннем салоне в Париже.
В 1909 году Гончарова впервые сотрудничала с театром: оформила постановку «Свадьба Зобеиды» для частной студии.
#5
Как из-за Гончаровой закрывали выставки
#6
В 1910 году открылась первая персональная выставка Натальи Гончаровой. 22 картины публика видела всего сутки: полотно «Натурщица (на синем фоне)» сочли непристойным, экспозицию со скандалом закрыли. Но художницу оправдал суд.
В том же году Наталья Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским создала объединение «Бубновый валет». Они отказались от традиций академизма и реализма. Однако творческий тандем долго не продержался: мнения художников о том, на что должно опираться новое искусство — на европейскую школу или русские традиции, разнились. В итоге Гончарова и Ларионов, сторонники ориентации на народное искусство, вышли из группы. Их поддержали Казимир Малевич и Владимир Татлин, и четверка образовала «Ослиный хвост». В 1912 году, на первой выставке объединения, Наталья Гончарова вновь оказалась в центре скандала: экспозицию закрыли из-за полотна с евангелистами, которых она написала не по церковному канону.
В это время художница обратилась к книжной графике, проиллюстрировала издания футуристов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Игра в аду» и «Мирсконца», сборник «Садок судей II».
В том же году Наталья Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским создала объединение «Бубновый валет». Они отказались от традиций академизма и реализма. Однако творческий тандем долго не продержался: мнения художников о том, на что должно опираться новое искусство — на европейскую школу или русские традиции, разнились. В итоге Гончарова и Ларионов, сторонники ориентации на народное искусство, вышли из группы. Их поддержали Казимир Малевич и Владимир Татлин, и четверка образовала «Ослиный хвост». В 1912 году, на первой выставке объединения, Наталья Гончарова вновь оказалась в центре скандала: экспозицию закрыли из-за полотна с евангелистами, которых она написала не по церковному канону.
В это время художница обратилась к книжной графике, проиллюстрировала издания футуристов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Игра в аду» и «Мирсконца», сборник «Садок судей II».
#8
Годы известности
#9
В 1910-х годах Гончарова превратилась в законодательницу моды. Вместе с другими футуристами она часто эпатировала московских прохожих, гуляя по городу с разрисованным лицом. Это служило и частью художественной программы, и рекламой для авторов.
В 1913 году художница открыла новую персональную выставку — ретроспективу. Она представила 750 работ, которые написала за 13 лет: от импрессионистских видов природы до примитивистских картин и полотен в новом стиле лучизм. Сама Гончарова считала, что могла свободно использовать в творчестве все, что создали до нее. Позже из-за этого исследователи называли ее стиль «всёчеством».
Выставка привлекла внимание художественного сообщества. Три работы из экспозиции выкупила Третьяковская галерея. А Наталья Гончарова начала работать в сфере моды: ее пригласила кутюрье Надежда Ламанова для работы над коллекцией платьев. А импресарио Сергей Дягилев назвал Гончарову «самой знаменитой из передовых художников».
В 1913 году художница открыла новую персональную выставку — ретроспективу. Она представила 750 работ, которые написала за 13 лет: от импрессионистских видов природы до примитивистских картин и полотен в новом стиле лучизм. Сама Гончарова считала, что могла свободно использовать в творчестве все, что создали до нее. Позже из-за этого исследователи называли ее стиль «всёчеством».
Выставка привлекла внимание художественного сообщества. Три работы из экспозиции выкупила Третьяковская галерея. А Наталья Гончарова начала работать в сфере моды: ее пригласила кутюрье Надежда Ламанова для работы над коллекцией платьев. А импресарио Сергей Дягилев назвал Гончарову «самой знаменитой из передовых художников».
#10
Сотрудничество с «Русским балетом»
#11
За признанием Дягилева последовало приглашение работать в его компании «Русский балет». Гончаровой поручили оформление балета «Золотой петушок». Над эскизами художница работала вместе с Михаилом Ларионовым, вместе они создали костюмы и декорации в русском стиле. Их сценическое решение отметили критики: премьерный спектакль 1914 года прошел с успехом.
В начале Первой мировой войны Наталья Гончарова вернулась в Россию и создала патриотическую серию «Мистические образы войны». Она продолжала работать в театре, например оформила спектакль «Веера» в Камерном театре. В апреле 1915 года художница устроила очередную выставку, которая стала ее последней прижизненной экспозицией на родине.
В том же году Гончарова и Ларионов выехали в Европу и стали постоянными сотрудниками Дягилева. За 12 лет художница оформила многие балеты Русских сезонов. Знаковой стала «Свадебка» Игоря Стравинского — постановка Брониславы Нижинской, сестры бывшего первого танцовщика компании Вацлава Нижинского.
В начале Первой мировой войны Наталья Гончарова вернулась в Россию и создала патриотическую серию «Мистические образы войны». Она продолжала работать в театре, например оформила спектакль «Веера» в Камерном театре. В апреле 1915 года художница устроила очередную выставку, которая стала ее последней прижизненной экспозицией на родине.
В том же году Гончарова и Ларионов выехали в Европу и стали постоянными сотрудниками Дягилева. За 12 лет художница оформила многие балеты Русских сезонов. Знаковой стала «Свадебка» Игоря Стравинского — постановка Брониславы Нижинской, сестры бывшего первого танцовщика компании Вацлава Нижинского.
#12
Эмиграция, бедность и новый виток славы
#13
После революции 1917 года Гончарова и Ларионов поселились в Париже. Здесь художница тоже выставляла работы — на Осеннем салоне и Салоне независимых. Также она занималась книжной графикой, создавала эскизы платьев для модных журналов и даже для Коко Шанель. Но ее популярность постепенно спадала.
Во время Второй мировой войны супруги остались в Париже. Здесь они пережили немецкую оккупацию и последовавшие годы безденежья. Лишь в 1950-х годах картины Гончаровой и Ларионова вновь заинтересовали публику. В 1961 году Совет искусств Великобритании организовал их парную ретроспективу.
В том же году художница заболела. 17 октября 1962 года Наталья Гончарова умерла в Париже. Ее похоронили на кладбище в пригороде Иври-сюр-Сен.
В наши дни работы Гончаровой дважды становились самыми дорогими полотнами, которые создали женщины, — в 2007 и 2010 году.
Во время Второй мировой войны супруги остались в Париже. Здесь они пережили немецкую оккупацию и последовавшие годы безденежья. Лишь в 1950-х годах картины Гончаровой и Ларионова вновь заинтересовали публику. В 1961 году Совет искусств Великобритании организовал их парную ретроспективу.
В том же году художница заболела. 17 октября 1962 года Наталья Гончарова умерла в Париже. Ее похоронили на кладбище в пригороде Иври-сюр-Сен.
В наши дни работы Гончаровой дважды становились самыми дорогими полотнами, которые создали женщины, — в 2007 и 2010 году.
#1
читать дальшескрыть