Шрифт
Цвет
Графика
Гончарова Н.С.
Персона

Гончарова Наталья Сергеевна

Годы жизни: 1881—1962
#2
Наталья Гончарова в новейшее время дважды становилась самой дорогой в мире художницей. За свою жизнь она много раз меняла авторский стиль, сотрудничала с Сергеем Дягилевым, испытала и настоящую славу, и забвение. Рассказываем о жизни и творчестве законодательницы моды рубежа веков.
#3

Поиски авторского стиля

#4
Наталья Гончарова родилась 21 июня 1881 года в Тульской губернии. Она происходила из дворянского рода и до 10 лет жила в поместьях отца. В 1891 году Гончарова с семьей отправилась в Москву и начала учиться в Четвертой женской гимназии. После выпуска из нее художница в 1900 году поступила на курсы медицинских сестер, но так и не окончила их. Следующим местом учебы стал исторический факультет Высших женских курсов. В это время Наталья Гончарова решила заниматься живописью.

В 1901 году она выдержала экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и попала в класс к скульптору Павлу Трубецкову. Некоторые исследователи считают, что именно в училище Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, творческим соратником и мужем. Существует версия, что именно он уговорил Гончарову попробовать импрессионистскую манеру письма и перейти в класс к Константину Коровину. Но на самом деле художница не бросала занятия скульптурой, а в 1904 году получила Малую серебряную медаль за этюды с животными.

Новым интересом Гончаровой стал фовизм — авангардное течение, в основе которого лежало внимание к ярким цветам, простые формы и отказ от перспективы и светотени. Художница часто использовала в работах приемы из иконописи и примитивного искусства.

Вскоре она снова сменила направление — стала писать картины в духе кубизма и примитивизма. Ее работы показывали на экспозициях Московского товарищества художников, «Русской художественной выставке» Сергея Дягилева и Осеннем салоне в Париже.

В 1909 году Гончарова впервые сотрудничала с театром: оформила постановку «Свадьба Зобеиды» для частной студии.
#5

Как из-за Гончаровой закрывали выставки

#6
В 1910 году открылась первая персональная выставка Натальи Гончаровой. 22 картины публика видела всего сутки: полотно «Натурщица (на синем фоне)» сочли непристойным, экспозицию со скандалом закрыли. Но художницу оправдал суд.

В том же году Наталья Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским создала объединение «Бубновый валет». Они отказались от традиций академизма и реализма. Однако творческий тандем долго не продержался: мнения художников о том, на что должно опираться новое искусство — на европейскую школу или русские традиции, разнились. В итоге Гончарова и Ларионов, сторонники ориентации на народное искусство, вышли из группы. Их поддержали Казимир Малевич и Владимир Татлин, и четверка образовала «Ослиный хвост». В 1912 году, на первой выставке объединения, Наталья Гончарова вновь оказалась в центре скандала: экспозицию закрыли из-за полотна с евангелистами, которых она написала не по церковному канону.

В это время художница обратилась к книжной графике, проиллюстрировала издания футуристов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Игра в аду» и «Мирсконца», сборник «Садок судей II».
#8

Годы известности

#9
В 1910-х годах Гончарова превратилась в законодательницу моды. Вместе с другими футуристами она часто эпатировала московских прохожих, гуляя по городу с разрисованным лицом. Это служило и частью художественной программы, и рекламой для авторов.

В 1913 году художница открыла новую персональную выставку — ретроспективу. Она представила 750 работ, которые написала за 13 лет: от импрессионистских видов природы до примитивистских картин и полотен в новом стиле лучизм. Сама Гончарова считала, что могла свободно использовать в творчестве все, что создали до нее. Позже из-за этого исследователи называли ее стиль «всёчеством».

Выставка привлекла внимание художественного сообщества. Три работы из экспозиции выкупила Третьяковская галерея. А Наталья Гончарова начала работать в сфере моды: ее пригласила кутюрье Надежда Ламанова для работы над коллекцией платьев. А импресарио Сергей Дягилев назвал Гончарову «самой знаменитой из передовых художников».
#10

Сотрудничество с «Русским балетом»

#11
За признанием Дягилева последовало приглашение работать в его компании «Русский балет». Гончаровой поручили оформление балета «Золотой петушок». Над эскизами художница работала вместе с Михаилом Ларионовым, вместе они создали костюмы и декорации в русском стиле. Их сценическое решение отметили критики: премьерный спектакль 1914 года прошел с успехом.

В начале Первой мировой войны Наталья Гончарова вернулась в Россию и создала патриотическую серию «Мистические образы войны». Она продолжала работать в театре, например оформила спектакль «Веера» в Камерном театре. В апреле 1915 года художница устроила очередную выставку, которая стала ее последней прижизненной экспозицией на родине.

В том же году Гончарова и Ларионов выехали в Европу и стали постоянными сотрудниками Дягилева. За 12 лет художница оформила многие балеты Русских сезонов. Знаковой стала «Свадебка» Игоря Стравинского — постановка Брониславы Нижинской, сестры бывшего первого танцовщика компании Вацлава Нижинского.
#12

Эмиграция, бедность и новый виток славы

#13
После революции 1917 года Гончарова и Ларионов поселились в Париже. Здесь художница тоже выставляла работы — на Осеннем салоне и Салоне независимых. Также она занималась книжной графикой, создавала эскизы платьев для модных журналов и даже для Коко Шанель. Но ее популярность постепенно спадала.

Во время Второй мировой войны супруги остались в Париже. Здесь они пережили немецкую оккупацию и последовавшие годы безденежья. Лишь в 1950-х годах картины Гончаровой и Ларионова вновь заинтересовали публику. В 1961 году Совет искусств Великобритании организовал их парную ретроспективу.

В том же году художница заболела. 17 октября 1962 года Наталья Гончарова умерла в Париже. Ее похоронили на кладбище в пригороде Иври-сюр-Сен.

В наши дни работы Гончаровой дважды становились самыми дорогими полотнами, которые создали женщины, — в 2007 и 2010 году.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%