Василий Суриков родился в Красноярске в семье из казачьего сословия. Его отец умер рано, и матери приходилось сдавать в аренду второй этаж дома. Она первой заметила способности сына к рисованию и оплачивала его уроки живописи даже несмотря на то, что финансовое положение семьи было трудным. Первым учителем Сурикова стал Николай Гребнев: он преподавал рисование в Красноярском уездном училище. Самой ранней работой молодого художника, которая сохранилась до наших дней, стала акварель «Плоты на Енисее». Суриков написал ее в возрасте 14 лет.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в Императорской Академии художеств у Павла Чистякова. Во время учебы он получил за свои работы четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Первой картиной, которой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» 1870 года.
На написание одного из самых известных полотен — «Утро стрелецкой казни» — Суриков потратил около трех лет. Именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант признали именитые критики, а вскоре он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Другими известными картинами Сурикова стали «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».
Этюд «Казак в лодке» художник написал во время работы над полотном «Степан Разин» в 1903 году. Разин был донским казаком, предводителем самого крупного в истории допетровской России восстания 1670–1671 годов, после подавления которого его казнили в Москве на Красной площади. Личность и судьба Разина привлекали внимание многих исследователей, он стал героем фольклорных произведений и русских народных песен.
Над картиной о мятежном атамане Суриков впервые задумался в 1887 году. Мастер сделал первые наброски, но активно работать над полотном начал только в 1900 году. Художник выполнил множество подготовительных этюдов во время поездок по Сибири, Дону и Волге. Картина экспонировалась на XXXV передвижной выставке в 1910 году и Всемирной выставке в Риме в 1911-м. В настоящее время она находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1918 году из собрания известного русского коллекционера Василия Винтерфельда.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в Императорской Академии художеств у Павла Чистякова. Во время учебы он получил за свои работы четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Первой картиной, которой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» 1870 года.
На написание одного из самых известных полотен — «Утро стрелецкой казни» — Суриков потратил около трех лет. Именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант признали именитые критики, а вскоре он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Другими известными картинами Сурикова стали «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».
Этюд «Казак в лодке» художник написал во время работы над полотном «Степан Разин» в 1903 году. Разин был донским казаком, предводителем самого крупного в истории допетровской России восстания 1670–1671 годов, после подавления которого его казнили в Москве на Красной площади. Личность и судьба Разина привлекали внимание многих исследователей, он стал героем фольклорных произведений и русских народных песен.
Над картиной о мятежном атамане Суриков впервые задумался в 1887 году. Мастер сделал первые наброски, но активно работать над полотном начал только в 1900 году. Художник выполнил множество подготовительных этюдов во время поездок по Сибири, Дону и Волге. Картина экспонировалась на XXXV передвижной выставке в 1910 году и Всемирной выставке в Риме в 1911-м. В настоящее время она находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1918 году из собрания известного русского коллекционера Василия Винтерфельда.