Василий Суриков написал этюд «Боярышня» в 1886 году. Он создал его для знаменитой картины «Боярыня Морозова», где воссоздал страшную сцену из реальной жизни Феодосии Морозовой. Феодосия Морозова жила в XVII веке, и во время церковного раскола отказалась от реформ Никона. Она осталась со старообрядцами и даже пошла на конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Из-за рьяного непослушания знатную женщину арестовали и бросили умирать в земляную яму. Василий Суриков изобразил момент, когда Морозову, закованную в цепи, провозят в санях по снежной улице мимо толпы.
#1
Василий Суриков
Боярышня
#2
#3
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея. © Google Arts & Culture
#4
Мастер выбрал для картины огромный холст: почти 3 на 6 метров — это позволило ему детально проработать каждого персонажа. Над героями он трудился годами: Суриков выискивал нужные типажи людей на улицах, в театрах, даже на кладбищах. Например, мужчину для образа юродивого (в нижнем правом углу) он нашел на рынке, когда тот торговал огурцами. Удачные этюды мастер бережно хранил, и во время работы над картиной кнопками крепил их к холсту.
В этом этюде Суриков изобразил ту девушку, которая стоит в самой левой части большой картины. Суриков писал этюд бегло: в некоторых местах даже просвечивает холст. Но, вместе с тем, особенно хорошо видно академическое мастерство художника: всего несколькими ударами кисти он проработал черты лица девушки, объемы её фигуры, богатство декора ткани на головном уборе — «кике».
В этом этюде Суриков изобразил ту девушку, которая стоит в самой левой части большой картины. Суриков писал этюд бегло: в некоторых местах даже просвечивает холст. Но, вместе с тем, особенно хорошо видно академическое мастерство художника: всего несколькими ударами кисти он проработал черты лица девушки, объемы её фигуры, богатство декора ткани на головном уборе — «кике».
#5
#6
Примечателен колорит этюда: несмотря на беглость исполнения, мастер создал полноцветную живопись с многообразием оттенков.
#13
О внимании Сурикова к колориту сохранился рассказ его внучки. Она описывала, как художник работал над этюдом к той части картины «Боярыня Морозова», где виднеется след от саней.
#14
#8
Он трудился, сидя на улице в мороз: руки без перчаток посинели, пальцы едва разгибались, с трудом удерживая кисть. В тот момент к Сурикову подошла жена. Она взглянула на этюд и сказала:
…Ведь пишешь снег, белый снег, а сколько у тебя на палитре разных красок! И черной, и красной, и несколько синих, и охра!
#16
Все зависит, Лиля, от того, когда и при каком освещении пишется снег. Он может быть и просто лиловым, и розовым, и синеватым, и грязно-серым. А чтобы он вообще был чистой нетронутости, только выпавший, надо ему зернистость и блеск придать. Фактуру. Одними белилами тут не управишься.
ответил Василий Суриков
#11
Сегодня картина «Боярыня Морозова» занимает почетное место в Государственной Третьяковской галерее. Подготовительные этюды к ней исчисляются сотнями и хранятся в разных собраниях: часть вывешена рядом с большой картиной, часть находится в запасниках Третьяковской галереи, часть принадлежит коллекциям других музеев.
читать дальшескрыть
Боярышня
Время создания
1886
Размер
26,3x24,8 см
Техника
холст, масло
Коллекция
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться