Переход российского войска через швейцарские Альпы был беспрецедентным. Никто — ни до, ни после — не совершал этого в зимнее время. Однако у полководца Александра Суворова не было другого выхода: Россия должна была выполнить союзнические обязательства перед Австрией в войне против Франции.
1 / 5
Переход Суворова через Альпы
Время создания
1899 год
Размер
495x373 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
85
Открыть в приложении #2
#6
Художник Василий Суриков выбрал для своего полотна один из самых драматичных моментов швейцарского похода — спуск с хребта Паникс. Этот перевал был последним и наиболее тяжёлым. Армия преодолевала его около суток — и это после нескольких других горных переходов и многочисленных сражений. Военным приходилось бросать провиант и орудия. Погибло множество солдат и ещё больше французских пленных.
#10
Живописец изобразил российское войско в едином порыве — несмотря ни на что идти вперёд. Суворов был гениальным полководцем, который не проиграл ни одного сражения за всю жизнь. Он заботился о солдатах, а они в свою очередь были готовы следовать любому его призыву.
В картине художник запечатлел самые разные эмоции воинов. Кто-то сосредоточен на спуске, кто-то мрачно-серьёзен, в задних рядах преобладает тревога и даже страх. Командир на белом коне спокоен, он с юмором подбадривает войско. Суриков сам называл свою картину «подвигом под шутку полководца». В ответ двое молодых бойцов широко улыбаются.
Василий Суриков. Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
#11
Василий Суриков. Солдат спускается со снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
Для живописца важнее всего было раскрыть морально-психологическое состояние участников события. Он мастерски передал атмосферу благодаря разнообразию мимики, жестов и поз спускающихся по льду людей. Картина производит впечатление той самой необъяснимой удали русской армии, которой боялись противники на протяжении столетий.
#12
Ради этого Суриков пренебрёг некоторыми историческими деталями. Василий Верещагин, художник-баталист и знаток военного дела, осудил автора за ошибки. Так, солдаты не могли съезжать с горы с оголёнными штыками, конь не стал бы подходить так близко к пропасти. Но Суриков сознательно уходил от реалистичности ради художественной правды, которая «выше правды жизни».
#7
Композиция полотна оригинальна для живописи XIX века. Такие масштабные работы со множеством персонажей всегда писали горизонтально, но художник перевернул холст, чтобы усилить ощущение стремительного и неудержимого движения вниз. По той же причине он как бы обрезал края, показав только фрагмент общего действия.
Василий Суриков. Солдат спускается со снежной горы. Холст, масло. 1898. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
#8
Суриков работал над картиной около четырёх лет. Он прорабатывал черты персонажей, писал этюды со своих современников, ездил в Швейцарию, где также делал эскизы. Художник даже сам проходил небольшие перевалы в Альпах и пробовал скатываться со снежных склонов, чтобы понять, что испытывали участники перехода.
#9
Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Холст, масло. 1899. Эскиз к картине «Переход Суворова через Альпы». Государственный Русский музей.
В 1899 году живописец завершил полотно — ровно через сто лет после швейцарского похода Суворова. В том же году картину купил Николай II для недавно учреждённого Русского музея.
#14
#13
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Переход Суворова через Альпы
Время создания
1899 год
Размер
495x373 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
85
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться