Иван Константинович Айвазовский отразил в своем творчестве множество славных подвигов российского флота. Эта тема занимала художника в течение всей жизни. Можно без преувеличения сказать, что ему удалось изобразить все самые знаменитые морские бои, начиная с Гангутской битвы при Петре I и заканчивая морскими сражениями, современником которых он был. Талант И.К. Айвазовского-баталиста отмечали не только коллеги-художники, но и командиры кораблей, с которыми он ходил в плавание.
В молодости художнику довелось принять участие в нескольких морских походах. Среди них плавание кораблей Балтийского флота в 1836 году, морской десант в Абхазии 1839 года и экспедиция кораблей Черноморского флота под началом адмирала Ф. П. Литке в 1845-м.
В 1839 году Айвазовский получил приглашение поучаствовать в качестве живописца в десантной операции на кавказском побережье. Во время десанта И. К. Айвазовский познакомился с великими русскими флотоводцами: Лазаревым, Корниловым, Нахимовым. Во время плавания Айвазовский написал портрет Лазарева на палубе корабля, а также сделал несколько карандашных портретов командиров других кораблей.
Морские офицеры радушно приняли И. К. Айвазовского в свой круг, знакомили его с техникой морского дела и, вообще, оказывали ему большое внимание. Художник сначала находился с Раевским на пароходе «Колхида», потом перешел к Лазареву на линейный корабль «Силистия». Во время одной из операций Иван Константинович высадился на берег в рядах атакующих, и когда его приятель, храбрый лейтенант барон Фредерикс, был ранен, то Айвазовский проводил его на корабль, а потом опять возвратился на берег. «Все мое вооружение, — рассказывал позже Иван Константинович, — состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями. Картина была чудесная: берег, озаренный заходящим солнцем, лес, далекие горы, флот, стоящий на якоре, катера, снующие по морю, поддерживающие сообщение с берегом».
Собранные материалы позволили художнику обращаться к теме Субашского десанта неоднократно. Так в 1880-е гг. он написал картину «Десант в Субаше», где изобразил русские войска в момент высадки на берег. На переднем плане изображены шлюпки (в одной из них — командиры десанта и флота), которые подплывают к берегу. Высятся стройные мачты кораблей, бортовым огнем прикрывающих высадку десанта на побережье и нарушающих покой величественных гор.
О подобных военных событиях И. К. Айвазовский писал: «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне».
Иван Константинович Айвазовский отразил в своем творчестве множество славных подвигов российского флота. Эта тема занимала художника в течение всей жизни. Можно без преувеличения сказать, что ему удалось изобразить все самые знаменитые морские бои, начиная с Гангутской битвы при Петре I и заканчивая морскими сражениями, современником которых он был. Талант И.К. Айвазовского-баталиста отмечали не только коллеги-художники, но и командиры кораблей, с которыми он ходил в плавание.
В молодости художнику довелось принять участие в нескольких морских походах. Среди них плавание кораблей Балтийского флота в 1836 году, морской десант в Абхазии 1839 года и экспедиция кораблей Черноморского флота под началом адмирала Ф. П. Литке в 1845-м.
В 1839 году Айвазовский получил приглашение поучаствовать в качестве живописца в десантной операции на кавказском побережье. Во время десанта И. К. Айвазовский познакомился с великими русскими флотоводцами: Лазаревым, Корниловым, Нахимовым. Во время плавания Айвазовский написал портрет Лазарева на палубе корабля, а также сделал несколько карандашных портретов командиров других кораблей.
Морские офицеры радушно приняли И. К. Айвазовского в свой круг, знакомили его с техникой морского дела и, вообще, оказывали ему большое внимание. Художник сначала находился с Раевским на пароходе «Колхида», потом перешел к Лазареву на линейный корабль «Силистия». Во время одной из операций Иван Константинович высадился на берег в рядах атакующих, и когда его приятель, храбрый лейтенант барон Фредерикс, был ранен, то Айвазовский проводил его на корабль, а потом опять возвратился на берег. «Все мое вооружение, — рассказывал позже Иван Константинович, — состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями. Картина была чудесная: берег, озаренный заходящим солнцем, лес, далекие горы, флот, стоящий на якоре, катера, снующие по морю, поддерживающие сообщение с берегом».
Собранные материалы позволили художнику обращаться к теме Субашского десанта неоднократно. Так в 1880-е гг. он написал картину «Десант в Субаше», где изобразил русские войска в момент высадки на берег. На переднем плане изображены шлюпки (в одной из них — командиры десанта и флота), которые подплывают к берегу. Высятся стройные мачты кораблей, бортовым огнем прикрывающих высадку десанта на побережье и нарушающих покой величественных гор.
О подобных военных событиях И. К. Айвазовский писал: «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне».