Жизнь Ивана Константинович Айвазовского была поразительно насыщенной. Его творческий путь охватывает поистине огромный отрезок времени — 63 года, в течение которых художник достиг вершин мастерства и завоевал славу величайшего мариниста, однако он обращался и к другим жанрам. Эти произведения уступают по уровню мастерства лучшим маринам художника, но, безусловно, интересны и расширяют наше представление о его творческом наследии.
Для художников поколения И. К. Айвазовского Рим был землей обетованной. Здесь писал свои камерные пейзажи Сильвестр Щедрин, здесь работал Орест Кипренский, здесь гремела слава Карла Брюллова. Все эти художники были чрезвычайно важны для творческого становления молодого Айвазовского. Осенью 1840 года И. К. Айвазовский уехал в свою первую командировку за границу. В Италии началась его европейская слава. Культура Италии, ее живопись, литература, история, увлекли молодого художника и вдохновили на создание прекрасных, поэтических произведений.
В этом ряду находится картина «Данте и художник в горах» (1883). Образ великого итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери всегда привлекал художника. Картина «Данте и художник в горах» воспринимается как некая художественная фантазия И. К. Айвазовского, который изобразил себя и поэта высоко в горах, среди облаков, ведущими философскую беседу. Айвазовскому удалось мастерски изобразить красоту облаков и туч, их грозное, стремительное движение, которое художник воспринимал как метафору судьбы.
В последний год жизни художник планировал поездку в Италию. В тот период он писал: «Я твердо решил в этом году ехать в Италию и теперь мечтаю об этой поездке в Рим и Неаполь, где проведу месяца три осенью и зимой. Здесь в 1841 году положено начало моей европейской славы, и теперь, через 58 лет, я надеюсь там поработать, как в 1841 году, в пору юности и надежд, только удивлю ли неаполитанцев (т. е. внуков тех) также теперь, как тогда». Но, к сожалению, путешествие так и не состоялось.
Для художников поколения И. К. Айвазовского Рим был землей обетованной. Здесь писал свои камерные пейзажи Сильвестр Щедрин, здесь работал Орест Кипренский, здесь гремела слава Карла Брюллова. Все эти художники были чрезвычайно важны для творческого становления молодого Айвазовского. Осенью 1840 года И. К. Айвазовский уехал в свою первую командировку за границу. В Италии началась его европейская слава. Культура Италии, ее живопись, литература, история, увлекли молодого художника и вдохновили на создание прекрасных, поэтических произведений.
В этом ряду находится картина «Данте и художник в горах» (1883). Образ великого итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери всегда привлекал художника. Картина «Данте и художник в горах» воспринимается как некая художественная фантазия И. К. Айвазовского, который изобразил себя и поэта высоко в горах, среди облаков, ведущими философскую беседу. Айвазовскому удалось мастерски изобразить красоту облаков и туч, их грозное, стремительное движение, которое художник воспринимал как метафору судьбы.
В последний год жизни художник планировал поездку в Италию. В тот период он писал: «Я твердо решил в этом году ехать в Италию и теперь мечтаю об этой поездке в Рим и Неаполь, где проведу месяца три осенью и зимой. Здесь в 1841 году положено начало моей европейской славы, и теперь, через 58 лет, я надеюсь там поработать, как в 1841 году, в пору юности и надежд, только удивлю ли неаполитанцев (т. е. внуков тех) также теперь, как тогда». Но, к сожалению, путешествие так и не состоялось.