Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Девятый вал

Время создания
1850 год
Размер
221x332 см
Техника
Холст, масло
376
Открыть в приложении
#4
По поверьям мореплавателей и рыбаков, девятый вал — самая сильная и грозная волна во время шторма. Словосочетание вошло в русский язык как синоним опасности и стихии. Именно это явление запечатлел Иван Айвазовский на одной из своих самых известных работ.

#7
В 1840-х годах художник много путешествовал по Европе. Осенью 1844 года корабль, на котором находился Айвазовский, попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Европейские газеты даже писали о гибели русского художника, но всё обошлось. Возможно, тогда живописец и увидел настоящий девятый вал.
#8
Свой живописный «Девятый вал» художник создал в уже 1850 году в Феодосии, у себя в мастерской. Мастер писал все свои произведения по памяти, а на природе лишь делал небольшие наброски. Он считал невозможным писать природные явления с натуры, из-за того что они постоянно меняются: «Движения живых стихий неуловимы для кисти».

Несмотря на большие размеры — три на два метра — Айвазовский закончил «Девятый вал» всего за 11 дней. Он вообще работал необычайно быстро и много: за всю свою жизнь он создал больше шести тысяч картин. Достоевский сравнивал мариниста с писателем Александром Дюма-старшим, известным своей производительностью.
#9
Драматичный сюжет картины характерен для романтизма. Корабль разбился в шторм, остался только обломок мачты, на котором пытаются выжить шестеро моряков. Буря все еще продолжается: на несчастных поднимается самая опасная волна. Но уже наступило утро, выходит солнце, и его яркий тёплый свет даёт надежду на спасение.
#10
Яркие, не совсем реалистичные цвета — тоже черты романтизма. Живописец Иван Крамской писал галеристу Павлу Третьякову:
«Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок <…>, таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». 
Москательными называли лавки, где продавали бытовую химию.
#11
«Девятый вал» стал вершиной романтического периода творчества Айвазовского. 33-летний художник уже был достаточно известен и в России, и за рубежом, получил несколько золотых медалей и звание академика Императорской академии художеств. Но это полотно сразу стало шедевром.
#12
По успешности «Девятый вал» можно было сравнить только с «Последним днём Помпеи» Карла Брюллова, который во многом повлиял на творчество Айвазовского. Люди так же стояли в очередях, чтобы увидеть картину, иногда по нескольку раз.
Карл Брюллов (1799-1852). «Последний день Помпеи». Холст, масло. 1827-1833. Государственный Русский музей.
#13
«Девятый вал» купил Николай I для русской галереи Эрмитажа. Император вообще очень любил творчество Айвазовского и покровительствовал ему. Художник Кирилл Лемох вспоминал, как Николай однажды сказал: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!».
#14
Картина вошла в первую коллекцию Русского музея, открытого в 1898 году. Со временем она стала визитной карточкой Айвазовского. «Девятый вал» изображали на марках, открытках, а к 200-летию со дня рождения мариниста выпустили памятные серебряные монеты с портретом художника на фоне фрагмента полотна.
Памятная монета Банка России к 200-летию Ивана Айвазовского.
#16
#15
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Девятый вал

Время создания
1850 год
Размер
221x332 см
Техника
Холст, масло
376
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Айвазовский И.К. Коллекция работ

Вид Константинополя
Вид Константинополя
Сочинский художественный музей им. Д.Д. Жилинского
Пейзаж
Пейзаж
Национальный музей Республики Бурятии
Неаполитанский залив
Неаполитанский залив
Острогожский историко-художественный музей
Ветряная мельница на берегу моря
Ветряная мельница на берегу моря
Ярославский художественный музей
Море на фоне гор
Море на фоне гор
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Берег моря
Берег моря
Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского
Десант Н.Н. Раевского у Субаши
Десант Н.Н. Раевского у Субаши
Самарский областной художественный музей
Данте и художник в горах
Данте и художник в горах
Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского
Дорога от Млеты до Гудаури
Дорога от Млеты до Гудаури
Дагестанский музей изобразительных искусств
Вечер на море
Вечер на море
Симферопольский художественный музей
Морской бой
Морской бой
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Лунная ночь на берегу моря
Лунная ночь на берегу моря
Ярославский художественный музей
Буря
Буря
Ярославский художественный музей
Прощание
Прощание
Челябинский музей изобразительных искусств
Буря на океане
Буря на океане
Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского
Прилив
Прилив
Серпуховский историко-художественный музей
Море
Море
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Море
Море
Вольский краеведческий музей
Бурное море
Бурное море
Национальный музей Республики Бурятии
Малага
Малага
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%