В собрании Острогожского историко-художественного музея хранится полотно «Выход 14-ти из Академии художеств», выполненное Петром Поповым, выпускником Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Картина была передана в дар музею институтом в феврале 1958 года.
Сюжет картины повествует о событиях 1863 года, когда произошел открытый разрыв группы художников с руководством Императорской Академии художеств. Этому разрыву предшествовал ряд событий. К столетнему юбилею утверждения устава Академии Совет принял решение об изменении правил проведения конкурса. По новым правилам претендентам разрешалось лишь один раз участвовать в конкурсе: учащиеся по классу жанровой живописи должны были участвовать одновременно с учащимися по классу исторической живописи, причем историческим живописцам не предоставлялось право свободного выбора сюжета картины. Взамен обязательного сюжета конкурсантам предписывалось изобразить какое-либо чувство на заданную общую тему.
Предписания с новыми правилами проведения конкурса получили 14 исторических и жанровых живописцев, награжденных к этому времени Малой золотой медалью Академии. Решив, что новые правила ставят жанровых и исторических живописцев в неравное положение, конкурсанты 8 октября 1863 года подали в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета по желанию участвующего. Не дождавшись ответа от Академии, в день объявления темы, 9 ноября 1863 года, все художники дружно отказались от участия в конкурсе.
В центре картины, во главе группы товарищей по Академии художеств, стоит Иван Николаевич Крамской, обращаясь к Совету Академии. Молодые художники, руководимые Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России. «Артель» подготовила создание в 1870 году «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединило русских художников-реалистов. Произведения «передвижников» правдиво изображали российскую действительность, выставлялись во многих городах страны и приобретали огромную популярность у зрителей.
Сюжет картины повествует о событиях 1863 года, когда произошел открытый разрыв группы художников с руководством Императорской Академии художеств. Этому разрыву предшествовал ряд событий. К столетнему юбилею утверждения устава Академии Совет принял решение об изменении правил проведения конкурса. По новым правилам претендентам разрешалось лишь один раз участвовать в конкурсе: учащиеся по классу жанровой живописи должны были участвовать одновременно с учащимися по классу исторической живописи, причем историческим живописцам не предоставлялось право свободного выбора сюжета картины. Взамен обязательного сюжета конкурсантам предписывалось изобразить какое-либо чувство на заданную общую тему.
Предписания с новыми правилами проведения конкурса получили 14 исторических и жанровых живописцев, награжденных к этому времени Малой золотой медалью Академии. Решив, что новые правила ставят жанровых и исторических живописцев в неравное положение, конкурсанты 8 октября 1863 года подали в Совет Императорской Академии художеств письменное прошение с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета по желанию участвующего. Не дождавшись ответа от Академии, в день объявления темы, 9 ноября 1863 года, все художники дружно отказались от участия в конкурсе.
В центре картины, во главе группы товарищей по Академии художеств, стоит Иван Николаевич Крамской, обращаясь к Совету Академии. Молодые художники, руководимые Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России. «Артель» подготовила создание в 1870 году «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединило русских художников-реалистов. Произведения «передвижников» правдиво изображали российскую действительность, выставлялись во многих городах страны и приобретали огромную популярность у зрителей.