Удивительный, талантливый художник Федор Васильев прожил недолгую жизнь и оставил сравнительно немного произведений, но без них немыслимо представить себе русское искусство. Последние два года жизни Васильев, уже безнадежно больной, провел в Крыму. Безбрежная морская стихия заворожила художника своей «певучестью» и красотой набегающих на берег волн. Здесь он задумал написать большое полотно «Прибой волн», так и оставшееся незаконченным. Сейчас работа находится в Третьяковской галерее.
Выбрав для будущей картины сложный по освещению мотив, художник исполнил множество натурных подготовительных этюдов и карандашных набросков. Этюд «Прибой в Ялте» — один них. Только море и небо. Неутомимые и вечно новые волны с пенящимися гребнями, сменяя друг друга, набегают на берег. Художник сумел передать в этом небольшом этюде с изображением морского прибоя изменчивость света и цвета. Даже трудно определить, какой цвет преобладает в поднявшейся и падающей на берег волне.
«Беловатая на гребне, она вызывает ощущение пенистых освещенных всплесков воды. В этот цвет неожиданно включается зеленовато-изумрудный и оливковый, снова такой же неопределенный в оттенках самой живописи, удивительно динамичной в приемах, улавливающий сам ритм движения», — писала об этой работе исследователь творчества Васильева Фаина Мальцева. Удивительно тонко в переливах различных оттенков написано небо. То ли изумрудная голубизна моря отражается в нем, то ли небо окрашивает в свои золотисто-голубые цвета набегающие на берег волны. Иван Крамской, приезжавший в Ялту навестить Васильева, писал позднее: «Знаете, по правде сказать, я тут-таки частенько вспоминаю, точно сон, пребывание мое в Крыму… Но волны, вот как живые стоят передо мной, валы так и заворачиваются, так и шумят, шельмецы, а Федор Александрович все чертит, да по законам физики старается уразуметь…»
Рассматривая этюды этого гениального художника, можно только представить, какие замечательные работы мог он еще создать. Федор Васильев умер в возрасте двадцати трех лет, в расцвете своего таланта. После себя он оставил настоящие шедевры пейзажной живописи. «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной, он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин», — писал о нем Николай Ге.
Выбрав для будущей картины сложный по освещению мотив, художник исполнил множество натурных подготовительных этюдов и карандашных набросков. Этюд «Прибой в Ялте» — один них. Только море и небо. Неутомимые и вечно новые волны с пенящимися гребнями, сменяя друг друга, набегают на берег. Художник сумел передать в этом небольшом этюде с изображением морского прибоя изменчивость света и цвета. Даже трудно определить, какой цвет преобладает в поднявшейся и падающей на берег волне.
«Беловатая на гребне, она вызывает ощущение пенистых освещенных всплесков воды. В этот цвет неожиданно включается зеленовато-изумрудный и оливковый, снова такой же неопределенный в оттенках самой живописи, удивительно динамичной в приемах, улавливающий сам ритм движения», — писала об этой работе исследователь творчества Васильева Фаина Мальцева. Удивительно тонко в переливах различных оттенков написано небо. То ли изумрудная голубизна моря отражается в нем, то ли небо окрашивает в свои золотисто-голубые цвета набегающие на берег волны. Иван Крамской, приезжавший в Ялту навестить Васильева, писал позднее: «Знаете, по правде сказать, я тут-таки частенько вспоминаю, точно сон, пребывание мое в Крыму… Но волны, вот как живые стоят передо мной, валы так и заворачиваются, так и шумят, шельмецы, а Федор Александрович все чертит, да по законам физики старается уразуметь…»
Рассматривая этюды этого гениального художника, можно только представить, какие замечательные работы мог он еще создать. Федор Васильев умер в возрасте двадцати трех лет, в расцвете своего таланта. После себя он оставил настоящие шедевры пейзажной живописи. «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной, он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин», — писал о нем Николай Ге.