Во второй половине ХIХ века особенное распространение среди видов живописи получил бытовой жанр. Он появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых Венециановым приёмов живописи «а-ля натура». Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х (в первую очередь у П. А. Федотова) жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным.
Увлечение жанром затронуло творчество Николая Егоровича Сверчкова, одного из самых известных анималистов второй половины ХIХ века. Сын служащего придворного конюшенного ведомства, будущий художник с детства наблюдал и рисовал с натуры самых различных животных. Не получив систематического художественного образования, он сумел самостоятельно развить своё дарование, добившись поразительного мастерства и лёгкости в изображении животных, особенно лошадей. Работы Сверчкова представляли русское искусство на всемирных выставках в Париже, Филадельфии, правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона.
Общественный интерес к народной жизни, окружение художника, в которое входил известный поэт-демократ Некрасов, оказали сильное влияние на мировоззрение Сверчкова, который посвятил себя искусству, выбрав для изображения «русский быт, охоты и путешествия по России». Интерес к жизни крестьян, любовь к русской природе сблизили поэта и художника. Окончательно определилась социально-критическая направленность жанровых произведений тех лет — сочувственный показ тяжёлой участи народа стал главным их содержанием.
Обращаясь к жанровой живописи, Сверчков останавливался на сюжетах, в разработке которых могли найти применение его знания в области анималистического жанра. Охотничья тематика в изобразительном искусстве, достигнув наибольшей популярности в означенное время, в творчестве Сверчкова впервые получила трактовку не барской забавы, а промысла и тяжёлого труда, как это воспринималось крестьянством.
Картина «Псарь», вероятнее всего, была написана Сверчковым именно в этот период. Тема безрадостной повседневной жизни мальчика-псаря раскрывается в неторопливом и немногосложном повествовании, замедленный ритм которого уже сам по себе имеет образный смысл. Художник по-своему передаёт восприятие природы равнинной России: унылый, ненастный пейзаж не просто фон для действия, скорее это активное средство выражения сочувствия судьбе обездоленного мальчика, лишённого детства. Впечатление безотрадности человеческого существования подкрепляется и цветовым строем картины: монотонным бурым цветом земли и унылым серым — неба. Картина «Псарь» является одним из лучших произведений Сверчкова, занимает особое место в его творческом наследии.
Увлечение жанром затронуло творчество Николая Егоровича Сверчкова, одного из самых известных анималистов второй половины ХIХ века. Сын служащего придворного конюшенного ведомства, будущий художник с детства наблюдал и рисовал с натуры самых различных животных. Не получив систематического художественного образования, он сумел самостоятельно развить своё дарование, добившись поразительного мастерства и лёгкости в изображении животных, особенно лошадей. Работы Сверчкова представляли русское искусство на всемирных выставках в Париже, Филадельфии, правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона.
Общественный интерес к народной жизни, окружение художника, в которое входил известный поэт-демократ Некрасов, оказали сильное влияние на мировоззрение Сверчкова, который посвятил себя искусству, выбрав для изображения «русский быт, охоты и путешествия по России». Интерес к жизни крестьян, любовь к русской природе сблизили поэта и художника. Окончательно определилась социально-критическая направленность жанровых произведений тех лет — сочувственный показ тяжёлой участи народа стал главным их содержанием.
Обращаясь к жанровой живописи, Сверчков останавливался на сюжетах, в разработке которых могли найти применение его знания в области анималистического жанра. Охотничья тематика в изобразительном искусстве, достигнув наибольшей популярности в означенное время, в творчестве Сверчкова впервые получила трактовку не барской забавы, а промысла и тяжёлого труда, как это воспринималось крестьянством.
Картина «Псарь», вероятнее всего, была написана Сверчковым именно в этот период. Тема безрадостной повседневной жизни мальчика-псаря раскрывается в неторопливом и немногосложном повествовании, замедленный ритм которого уже сам по себе имеет образный смысл. Художник по-своему передаёт восприятие природы равнинной России: унылый, ненастный пейзаж не просто фон для действия, скорее это активное средство выражения сочувствия судьбе обездоленного мальчика, лишённого детства. Впечатление безотрадности человеческого существования подкрепляется и цветовым строем картины: монотонным бурым цветом земли и унылым серым — неба. Картина «Псарь» является одним из лучших произведений Сверчкова, занимает особое место в его творческом наследии.