Портрет Сергея Михайловича Голицына относится к тому периоду в жизни В. А. Тропинина, когда он был освобожден от крепостной зависимости, получил звание академика и добился известности. 1820–1830-е годы — время его наибольшей популярности. Когда Тропинин поселился в Москве, ему заказывали портреты представители большинства знатных московских семей. Среди них был и князь Сергей Михайлович Голицын. По некоторым сведениям, он оказывал помощь Тропинину, поддерживая многих творческих людей своего времени.
Тропинин трактует свою модель прежде всего как частного человека. Поэтому даже парадный портрет у художника обретает черты камерности. Эта черта присуща образу С. М. Голицына: официальный облик и достоинство соседствуют в нем с рассеянным взглядом темных глаз и слабой, чуть намеченной улыбкой, что делает его камерным. Несмотря на первое впечатление торжественности, в осанке князя нет подчеркнутой строгости. В непринужденном и естественном выражении лица, которое возникает лишь в присутствии хорошо знакомых людей, в подчеркнутой мягкости черт есть что-то присущее только тропининской манере.
На фоне неба, затянутого тучами, и долины с низкой линией горизонта звучным силуэтом выделяется фигура одетого в темный фрак мужчины средних лет. Черное пятно фрака оживлено блеском двух орденских звезд: Святого Александра Невского и Святого Владимира. В осанке князя чувствуются выработанное с детства умение держать себя в светском обществе, аристократизм, гордость.
Композиция портрета довольно обычна для эпохи конца XVIII — первой половины XIX века. Фигура повернута вполоборота, почти в профиль, лицо — в три четверти. Реалистическое изображение модели дополнено романтической нотой, которую придают ему пейзаж и тревожное небо фона. Светлое у горизонта небо темнеет вверху, что определяют глубокие серо-розовые краски. Низкий горизонт делает фигуру значительной, а насыщенные тона костюма усиливают романтичность образа. Костюм на Голицыне не имеет определяющих его деталей, только наличие орденских звезд подтверждает, что это фрак, являвшийся в начале XIX века официальной мундирной одеждой.
Тропинин трактует свою модель прежде всего как частного человека. Поэтому даже парадный портрет у художника обретает черты камерности. Эта черта присуща образу С. М. Голицына: официальный облик и достоинство соседствуют в нем с рассеянным взглядом темных глаз и слабой, чуть намеченной улыбкой, что делает его камерным. Несмотря на первое впечатление торжественности, в осанке князя нет подчеркнутой строгости. В непринужденном и естественном выражении лица, которое возникает лишь в присутствии хорошо знакомых людей, в подчеркнутой мягкости черт есть что-то присущее только тропининской манере.
На фоне неба, затянутого тучами, и долины с низкой линией горизонта звучным силуэтом выделяется фигура одетого в темный фрак мужчины средних лет. Черное пятно фрака оживлено блеском двух орденских звезд: Святого Александра Невского и Святого Владимира. В осанке князя чувствуются выработанное с детства умение держать себя в светском обществе, аристократизм, гордость.
Композиция портрета довольно обычна для эпохи конца XVIII — первой половины XIX века. Фигура повернута вполоборота, почти в профиль, лицо — в три четверти. Реалистическое изображение модели дополнено романтической нотой, которую придают ему пейзаж и тревожное небо фона. Светлое у горизонта небо темнеет вверху, что определяют глубокие серо-розовые краски. Низкий горизонт делает фигуру значительной, а насыщенные тона костюма усиливают романтичность образа. Костюм на Голицыне не имеет определяющих его деталей, только наличие орденских звезд подтверждает, что это фрак, являвшийся в начале XIX века официальной мундирной одеждой.