Станислав Михайлович Никиреев — лауреат премии имени Репина, член Российской академии художеств, народный художник России. Он создал сотни графических произведений, среди которых можно найти практически все жанры и направления станковой графики: портреты, натюрморты, иллюстрации, виды городов, зарисовки с натуры и выдающиеся по мастерству офорты.
Станислав Михайлович работал в технике офорта — разновидности печатной графики, гравюры на металле, когда углубленные элементы изображения получаются способом травления металла кислотами, а также оттиск с такой гравюры. Данная техника известна с начала XVI века. В этой технике работали Альбрехт Дюрер и Рембрандт. Преимущества техники в полной мере отвечали запросу художника, который стремился к относительной легкости работы на печатной форме. Здесь не требовалось значительных физических усилий, в отличие от гравюры на дереве или работы резцом по металлу. Движение рук во время создания рисунка оставалось свободным, в результате чего линии и штрихи легко проводились в любых направлениях. Таким образом, Станиславу Михайловичу удавалось довольно просто сочетать в своей работе перекрестную штриховку и легкие росчерки, сохраняя при этом свой индивидуальный почерк, что мы и видим на замечательных офортах мастера. Следует отметить, что в технике офорта существуют различные манеры и подходы. Самая распространенная техника — травленый штрих (так называемый классический офорт), который, в основном, и предпочитал использовать художник.
Представленная в экспозиции работа Станислава Михайловича Никиреева относится к серии «Птицы». Кроме нее в цикле — картины «Грач», «Сова», «Ласточка», «Сорока». Произведение было использовано в кинофильме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981), в котором снялись известные советские актеры Сергей Шакуров, Валентина Теличкина и Никита Михалков.
Станислав Михайлович мастерски передал тончайшие элементы как самой птицы, так и общего антуража (дома, лошадь, человек). Его уникальный штрих точно передает изящные линии и особенности оперения птицы, белизну и легкость снега, а также шероховатость древесной коры.
Станислав Михайлович работал в технике офорта — разновидности печатной графики, гравюры на металле, когда углубленные элементы изображения получаются способом травления металла кислотами, а также оттиск с такой гравюры. Данная техника известна с начала XVI века. В этой технике работали Альбрехт Дюрер и Рембрандт. Преимущества техники в полной мере отвечали запросу художника, который стремился к относительной легкости работы на печатной форме. Здесь не требовалось значительных физических усилий, в отличие от гравюры на дереве или работы резцом по металлу. Движение рук во время создания рисунка оставалось свободным, в результате чего линии и штрихи легко проводились в любых направлениях. Таким образом, Станиславу Михайловичу удавалось довольно просто сочетать в своей работе перекрестную штриховку и легкие росчерки, сохраняя при этом свой индивидуальный почерк, что мы и видим на замечательных офортах мастера. Следует отметить, что в технике офорта существуют различные манеры и подходы. Самая распространенная техника — травленый штрих (так называемый классический офорт), который, в основном, и предпочитал использовать художник.
Представленная в экспозиции работа Станислава Михайловича Никиреева относится к серии «Птицы». Кроме нее в цикле — картины «Грач», «Сова», «Ласточка», «Сорока». Произведение было использовано в кинофильме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981), в котором снялись известные советские актеры Сергей Шакуров, Валентина Теличкина и Никита Михалков.
Станислав Михайлович мастерски передал тончайшие элементы как самой птицы, так и общего антуража (дома, лошадь, человек). Его уникальный штрих точно передает изящные линии и особенности оперения птицы, белизну и легкость снега, а также шероховатость древесной коры.