Сотрудничество режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Александра Головина по праву считается выдающимся явлением в истории театра начала ХХ века. В петербургских императорских театрах они вместе работали над такими спектаклями как «Орфей и Эвридика», «Гроза» и «Дон Жуан». Художник и режиссер были не просто коллегами по театральному цеху, они стали настоящими единомышленниками и друзьями. В коллекции Музея представлен портрет Мейерхольда работы Головина. Картина была написана в 1917 году, в период активной подготовки к премьере спектакля «Маскарад».
Всеволод Мейерхольд изображен на фоне яркого декоративного занавеса и большого театрального зеркала. Такая композиция подчеркивает связь Мейерхольда с Доктором Дапертутто — персонажем сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Зловещий герой этой сказки извлекает отражения незадачливых обывателей из зеркал, имя его в переводе с итальянского означает «повсюду».
Используя имя «Дапертутто» в качестве псевдонима, главный режиссер императорских театров и сам был поразительно похож на него. В описании Гофмана знахарь выглядел как «высокого роста сухощавый господин с тонким ястребиным носом, сверкающими глазами и язвительно поджатыми губами».
Портрет очень точно передает характерные черты режиссера-реформатора. Усталый и измученный взгляд, брошенный на зрителя по эту сторону зеркала и устремленный вдаль, полный надежд «зазеркальный» образ пророчествуют нелегкую судьбу неутомимого искателя новых театральных форм.
Мейерхольд родился в 1874 году в Пензе. После гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через год держал экзамен в Московское филармоническое общество и был принят сразу на второй курс. Позже именно этот курс стал основой Московского художественного театра под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
В Московском художественном театре Мейерхольд проработал до 1902 года, успев за это время сыграть множество важный и судьбоносных ролей. Одной из них стала роль молодого режиссера-новатора Константина Треплева из спектакля по пьесе Чехова «Чайка». Словно вняв призыву Треплева: «Нужны новые формы!», Мейерхольд отправился в провинцию и сам стал режиссером.
Всеволод Мейерхольд изображен на фоне яркого декоративного занавеса и большого театрального зеркала. Такая композиция подчеркивает связь Мейерхольда с Доктором Дапертутто — персонажем сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Зловещий герой этой сказки извлекает отражения незадачливых обывателей из зеркал, имя его в переводе с итальянского означает «повсюду».
Используя имя «Дапертутто» в качестве псевдонима, главный режиссер императорских театров и сам был поразительно похож на него. В описании Гофмана знахарь выглядел как «высокого роста сухощавый господин с тонким ястребиным носом, сверкающими глазами и язвительно поджатыми губами».
Портрет очень точно передает характерные черты режиссера-реформатора. Усталый и измученный взгляд, брошенный на зрителя по эту сторону зеркала и устремленный вдаль, полный надежд «зазеркальный» образ пророчествуют нелегкую судьбу неутомимого искателя новых театральных форм.
Мейерхольд родился в 1874 году в Пензе. После гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через год держал экзамен в Московское филармоническое общество и был принят сразу на второй курс. Позже именно этот курс стал основой Московского художественного театра под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
В Московском художественном театре Мейерхольд проработал до 1902 года, успев за это время сыграть множество важный и судьбоносных ролей. Одной из них стала роль молодого режиссера-новатора Константина Треплева из спектакля по пьесе Чехова «Чайка». Словно вняв призыву Треплева: «Нужны новые формы!», Мейерхольд отправился в провинцию и сам стал режиссером.