Абрамцево — духовный мир художественного и культурного сообщества, сплотившегося вокруг фигуры Саввы Ивановича Мамонтова, которого современники называли «Саввой Великолепным» и «московским Медичи». В Абрамцевском художественном кружке сумели раскрыть себя такие живописцы, как Константин Коровин, Валентин Серов, Виктор Васнецов. Художники, артисты, актеры, в целом творческие люди стремились в Абрамцево, где они могли свободно участвовать в домашних спектаклях, рисовать, сочинять и музицировать.
Атмосфера уютного абрамцевского дома оживает в стенах старинного московского особняка Фёдора Ивановича Шаляпина: резная деревянная мебель, мерцающая разноцветьем майолика, прекрасные картины, звуки музыки. В экспозиции усадебного дома Фёдора Шаляпина представлено майоликовое блюдо «Жар-птица», выполненное по эскизу Александра Яковлевича Головина. Блюдо овальное, с высоко приподнятым бортом. В центре, на фоне синего неба с разбросанными звездами, изображена стилизованная жар-птица, сидящая на усыпанном плодами дереве. По борту — растительно-геометрический орнамент с треугольниками и полумесяцами. На верхней части бортика этого блюда, принадлежавшего Фёдору Ивановичу, можно увидеть полустертую надпись «День Ангела С. И. Ма».
Надпись свидетельствует, что это был подарок Савве Ивановичу Мамонтову, преподнесенный на именины. На нижнем бортике блюда — еле заметные полустертые буквы, написанные кириллицей, «аз» и «малый юс». В современном алфавите «малый юс» сменила буква «я». Эти буквы — инициалы автора дарственной надписи Александра Головина.
Александр Яковлевич Головин был выдающимся художником, одним из тех, кто определил пути развития русского искусства конца XIX — начала XX века. Он стал крупнейшим представителем эпохи Серебряного века. Головин был живописцем, графиком, театральным оформителем и считался мастером декоративного искусства. В творчестве Александра Головина отчетливо видны стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. Но главным в его деятельности был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления. Особый «головинский» стиль, присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность, изысканная фантазия и живописный темперамент. Керамические произведения, созданные им самим или по его эскизам, — неотъемлемая часть художественного образа Абрамцева.
Атмосфера уютного абрамцевского дома оживает в стенах старинного московского особняка Фёдора Ивановича Шаляпина: резная деревянная мебель, мерцающая разноцветьем майолика, прекрасные картины, звуки музыки. В экспозиции усадебного дома Фёдора Шаляпина представлено майоликовое блюдо «Жар-птица», выполненное по эскизу Александра Яковлевича Головина. Блюдо овальное, с высоко приподнятым бортом. В центре, на фоне синего неба с разбросанными звездами, изображена стилизованная жар-птица, сидящая на усыпанном плодами дереве. По борту — растительно-геометрический орнамент с треугольниками и полумесяцами. На верхней части бортика этого блюда, принадлежавшего Фёдору Ивановичу, можно увидеть полустертую надпись «День Ангела С. И. Ма».
Надпись свидетельствует, что это был подарок Савве Ивановичу Мамонтову, преподнесенный на именины. На нижнем бортике блюда — еле заметные полустертые буквы, написанные кириллицей, «аз» и «малый юс». В современном алфавите «малый юс» сменила буква «я». Эти буквы — инициалы автора дарственной надписи Александра Головина.
Александр Яковлевич Головин был выдающимся художником, одним из тех, кто определил пути развития русского искусства конца XIX — начала XX века. Он стал крупнейшим представителем эпохи Серебряного века. Головин был живописцем, графиком, театральным оформителем и считался мастером декоративного искусства. В творчестве Александра Головина отчетливо видны стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. Но главным в его деятельности был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления. Особый «головинский» стиль, присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность, изысканная фантазия и живописный темперамент. Керамические произведения, созданные им самим или по его эскизам, — неотъемлемая часть художественного образа Абрамцева.