На Всемирной выставке в Париже в 1900 году выдающемуся театральному художнику, мастеру декоративно-прикладного искусства Александру Головину за керамические работы была присуждена серебряная медаль. Одна из работ, участвовавших в выставке, — братина «Петух» и декоративные ковши в виде куриц.
Братина — это сосуд шарообразной формы с конусообразной крышкой, в котором подавали на стол алкогольные напитки, например пиво, медовуху или вино. Такую посуду использовали в XVI–XIX веках на пирах, которые называли братчинными — когда напитки подавали «на всю братию», или на поминках. В одну большую братину вмещалось примерно шесть литров — из нее пили, зачерпывая напиток ковшом.
Головин в своей работе отказался не только от традиционных при изготовлении подобных сосудов материалов, таких как дерево и серебро, но и от их традиционной шаровидной формы в пользу цилиндрической: сосуд вытянут вверх. Братина украшена орнаментом, в котором сочетаются геометрические и растительные мотивы. При этом и орнамент, и цветовое решение выполнены Головиным в стилистике модерна. Замысел художника помог воплотить химик-технолог керамической мастерской «Абрамцево» Петр Ваулин. Он изучал свойства керамики, проводил эксперименты и смог разгадать загадку забытого к тому времени способа восстановительного обжига. Особая глазурь, которая использовалась при этой технологии, придавала изделиям переливающийся металлический блеск. За свое мастерство на Всемирной выставке в Париже Ваулин получил почетный отзыв.
В деятельность керамической мастерской «Абрамцево» Александр Головин включился в 1898 году во время подготовки к парижской выставке. В это же время художник Михаил Врубель создавал в абрамцевской мастерской свой знаменитый камин. Головин оставил восторженные отзывы о работе Врубеля, и, возможно, именно под впечатлением от этой работы он тоже решил попробовать свои силы в керамике. Выставка в Париже стала важным событием в творческой жизни Александра Головина еще и потому, что именно ему было поручено оформление интерьеров Кустарного отдела выставки.
Братина — это сосуд шарообразной формы с конусообразной крышкой, в котором подавали на стол алкогольные напитки, например пиво, медовуху или вино. Такую посуду использовали в XVI–XIX веках на пирах, которые называли братчинными — когда напитки подавали «на всю братию», или на поминках. В одну большую братину вмещалось примерно шесть литров — из нее пили, зачерпывая напиток ковшом.
Головин в своей работе отказался не только от традиционных при изготовлении подобных сосудов материалов, таких как дерево и серебро, но и от их традиционной шаровидной формы в пользу цилиндрической: сосуд вытянут вверх. Братина украшена орнаментом, в котором сочетаются геометрические и растительные мотивы. При этом и орнамент, и цветовое решение выполнены Головиным в стилистике модерна. Замысел художника помог воплотить химик-технолог керамической мастерской «Абрамцево» Петр Ваулин. Он изучал свойства керамики, проводил эксперименты и смог разгадать загадку забытого к тому времени способа восстановительного обжига. Особая глазурь, которая использовалась при этой технологии, придавала изделиям переливающийся металлический блеск. За свое мастерство на Всемирной выставке в Париже Ваулин получил почетный отзыв.
В деятельность керамической мастерской «Абрамцево» Александр Головин включился в 1898 году во время подготовки к парижской выставке. В это же время художник Михаил Врубель создавал в абрамцевской мастерской свой знаменитый камин. Головин оставил восторженные отзывы о работе Врубеля, и, возможно, именно под впечатлением от этой работы он тоже решил попробовать свои силы в керамике. Выставка в Париже стала важным событием в творческой жизни Александра Головина еще и потому, что именно ему было поручено оформление интерьеров Кустарного отдела выставки.
Деревянная раскрашенная резьба, украшавшая фасады и интерьеры здания, выполнялась кустарями Учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства в Сергиевском посаде и в Абрамцевской столярной мастерской по проектам авторов павильона. Над братиной «Петух» расположен резной рельеф, являвшийся задником навесной полки. Это единственный сохранившийся фрагмент интерьера павильона, известного нам по черно-белым фотографиям.