Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет З.С. Хаминовой

Время создания
1908 год
Размер
33x26,2 см
Техника
холст, масло
3
Открыть в приложении
#1
Василий Суриков
Портрет З.С. Хаминовой
#4
Зинаида Хаминова родилась в богатой купеческой семье в Иркутске. Когда умер отец семейства, ее мать Анна Хаминова перевезла детей в Москву. Семья поселилась в центре города. По воспоминаниям Евгении Дорогостайской, внучатой племянницы Анны Хаминовой, это была «женщина сильная, умная, предприимчивая и довольно культурная». В начале XX века «завсегдатаем гостиной Хаминовой» был сибиряк Василий Суриков.

Художник познакомился с семьей Хаминовых в 1908 году в Крыму на отдыхе, тогда же и написал портрет Зинаиды Хаминовой. В то время она была студенткой педагогических курсов Московского общества воспитательниц и учительниц. Однако мать желала для своих детей только творческой карьеры. Дорогостайская писала:
#5
Девочки учились в балетной студии «босоножек» Ирмы и Айседоры Дункан, и одна из них стала балериной, а другая дочь и сын — актерами.
#6
Василий Суриков предпочитал писать портреты девушек с определенными чертами лица. Зинаида Хаминова обладала нужным типажом: изогнутые брови и губы, широкие скулы, немного раскосые большие глаза и нос «башмачком», как говорил художник Борис Иогансон. Историк и искусствовед Галина Васильева-Шляпина писала:
#7
Внешность Зинаиды напомнила ему [Василию Сурикову] о собственных сибирских корнях, побудила желание открыть заветную тайну сибирского очарования.
#8
Этюд остался незавершенным: Суриков лишь наметил детали одежды, а низ портрета оставил нейтральным, белым — он уравновешивал многоцветную верхнюю часть. Теплые тона кожи и волос не потерялись на фоне зеленовато-коричневого пейзажа: художник оформил их холодными оттенками цветочного венка в волосах и сине-голубой воды.

На своем полотне Суриков обозначил две линии горизонта — высокую и на уровне глаз. Высокая линия горизонта нетипична для портретов XIX–XX веков. Обычно в те времена художники располагали ее примерно посредине: так зритель оказывался на одном уровне с тем, кто изображен на картине. Низкий горизонт выделял фигуру, придавал ей мощь, монументальность, величие. Этот прием часто использовали художники, которые создавали парадные портреты высшего дворянства и полководцев. Высокий горизонт, наоборот, делал фигуры менее заметными, как бы вписывал их в обстановку. В полотне Сурикова восприятие менялось — в зависимости от того расстояния, на котором располагался зритель.

По словам современников, Суриков был очень самокритичен. Он сразу уничтожал работы, которые считал неудачными. Но набросок из собрания Томского музея сохранился: это говорит о том, что сам художник оценил его высоко.

В тот же год Василий Суриков создал еще три портрета Зинаиды Хаминовой. Они хранятся в музеях Полтавы и Чебоксар. Третий портрет живописец подарил девушке.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет З.С. Хаминовой

Время создания
1908 год
Размер
33x26,2 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
Государственный Русский музей
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Комнаты в красноярском доме Суриковых
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Плашкоут на Енисее
Плашкоут на Енисее
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Государственный Русский музей
Сибирячка
Сибирячка
Государственный Русский музей
Этюд «Море»
Этюд «Море»
Муромский историко-художественный музей
Императрица Анна Иоанновна стреляет оленей
Императрица Анна Иоанновна стреляет оленей
Государственный Русский музей
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Портрет княгини П.И. Щербатовой
Радищевский музей
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове
Культура.РФ
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя
Государственный Русский музей
Вид на Красноярск с сопки
Вид на Красноярск с сопки
Государственный Русский музей
Голова монахини
Голова монахини
Калужский музей изобразительных искусств
Старый Красноярск
Старый Красноярск
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Солдат
Солдат
Ростовский музей изобразительных искусств
Гребцы
Гребцы
Приморская картинная галерея
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Государственный Русский музей
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Государственный Русский музей
Жена чернобородого стрельца
Жена чернобородого стрельца
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Гребец в красной рубахе
Гребец в красной рубахе
Красноярский краевой краеведческий музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%