Русский живописец Гавриил Яковлев при жизни был известен как мастер парадного портрета. Он окончил Императорскую Академию художеств в звании свободного неклассного художника. Долгое время работал учителем рисования и черчения, а в 1853 году получил звание академика за портрет профессора Федора Бруни.
С 1852 года Яковлев регулярно представлял портреты на академических выставках, выполнял официальные заказы. Для инженерного департамента Военного министерства он написал портрет Николая I, а для библиотеки Кронштадта — портреты императора Александра II и его брата, великого князя Константина Николаевича, возглавлявшего морское ведомство.
Картина «Портрет неизвестной в синем платье» выполнена Яковлевым по всем канонам парадного портрета. Героиня позирует на фоне горного пейзажа, широкая панорама которого простирается позади нее. Основной фон составляет вечернее небо с яркими оранжевыми всполохами последних солнечных лучей.
В композиции Яковлев использовал характерный для парадного портрета прием низкой линии горизонта, который известен еще с эпохи Возрождения. Этот прием создает впечатление, будто портретируемый находится над миром и фактически царит в нем. Зритель при этом вынужден смотреть снизу вверх и осознавать превосходство и величие персонажа. Эффект должен был вызывать у смотрящего на картину восхищение и преклонение перед образом. Героиня Яковлева господствует в пространстве, заслоняя собой остальной мир. Бесстрастный официальный образ художник оживляет необычайно эмоциональным фоном закатного неба, что придает полотну романтическую возвышенность, а модели — одухотворенность.
Яковлев мастерски передал фактуру тонкой кружевной пелерины, тяжелый бархат синего платья, игру меха на воздухе и матовый блеск жемчуга. Черты лица женщины написаны им живо, но в них присутствуют строгость и некая отстраненность, которые не позволяют проникнуть в ее внутренний мир. Образ женщины подчеркнуто светский, Яковлев дополнил его продуманным жестом: героиня правой рукой оперлась на невидимый парапет, на который небрежно наброшена накидка из драгоценного горностая. Эта деталь указывает на принадлежность женщины к царской семье.
Исследователи предполагают, что на картине изображена великая княгиня Мария Николаевна, старшая дочь Николая I. Яковлев написал этот портрет в 1852 году, когда Мария Николаевна стала президентом Императорской Академии художеств.
С 1852 года Яковлев регулярно представлял портреты на академических выставках, выполнял официальные заказы. Для инженерного департамента Военного министерства он написал портрет Николая I, а для библиотеки Кронштадта — портреты императора Александра II и его брата, великого князя Константина Николаевича, возглавлявшего морское ведомство.
Картина «Портрет неизвестной в синем платье» выполнена Яковлевым по всем канонам парадного портрета. Героиня позирует на фоне горного пейзажа, широкая панорама которого простирается позади нее. Основной фон составляет вечернее небо с яркими оранжевыми всполохами последних солнечных лучей.
В композиции Яковлев использовал характерный для парадного портрета прием низкой линии горизонта, который известен еще с эпохи Возрождения. Этот прием создает впечатление, будто портретируемый находится над миром и фактически царит в нем. Зритель при этом вынужден смотреть снизу вверх и осознавать превосходство и величие персонажа. Эффект должен был вызывать у смотрящего на картину восхищение и преклонение перед образом. Героиня Яковлева господствует в пространстве, заслоняя собой остальной мир. Бесстрастный официальный образ художник оживляет необычайно эмоциональным фоном закатного неба, что придает полотну романтическую возвышенность, а модели — одухотворенность.
Яковлев мастерски передал фактуру тонкой кружевной пелерины, тяжелый бархат синего платья, игру меха на воздухе и матовый блеск жемчуга. Черты лица женщины написаны им живо, но в них присутствуют строгость и некая отстраненность, которые не позволяют проникнуть в ее внутренний мир. Образ женщины подчеркнуто светский, Яковлев дополнил его продуманным жестом: героиня правой рукой оперлась на невидимый парапет, на который небрежно наброшена накидка из драгоценного горностая. Эта деталь указывает на принадлежность женщины к царской семье.
Исследователи предполагают, что на картине изображена великая княгиня Мария Николаевна, старшая дочь Николая I. Яковлев написал этот портрет в 1852 году, когда Мария Николаевна стала президентом Императорской Академии художеств.