Работы величайшего русского живописца-романтика, автора марин и морских баталий хранятся во многих музеях и галереях мира и, появляясь на художественных аукционах, продаются по самым высоким ценам. Большая часть наследия И.К. Айвазовского сконцентрирована в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также на родине Айвазовского, в Феодосии, где находится построенная им Картинная галерея.
Псковский музей также является счастливым обладателем произведений этого выдающегося человека — художника, коллекционера, мецената, живописца Главного морского штаба, почетного члена Императорской Академии художеств, а также Академий Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции и Штудгардта.
В разное время в музей поступили десять работ И.К .Айвазовского из нескольких источников: коллекции Псково-Печерского монастыря, собранной его настоятелем архимандритом Алипием (И.М. Вороновым) («Прибой у скалистого берега» 1889, «Перед штормом» 1893); музея Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита («Штиль» 1881, «Буря»); собрания Псковского археологического общества («Лунная ночь» 1876, Закат солнца над Монако» 1770-е); бывших дворянских имений псковской губернии («Наваринский бой 1887, «Хождение по водам», 1863), собрания Государственного Русского музея («Прибой», 1897).
Работы, объединенные единой темой и единой страстью к морской стихии, различны по замыслам. Этюды, несмотря на малые размеры, отличаются свободной живописностью и фактически являются самостоятельными миниатюрными картинами.
Особое место в псковской коллекции Айвазовского принадлежит двум большим холстам, издавна занимающих почетное место в экспозиции Картинной галереи. Первый из них, «Прибой» (1897), из числа последних созданных им работ, в 1898 году с большим успехом экспонировался в Императорской Академии художеств. Позднее, в 1920-х, был передан Государственному Русскому Музею, обладающему огромным собранием произведений Айвазовского (около 50 картин), а затем — в Псков. Мотив неравной схватки человека и разбушевавшейся морской стихии раскрыт художником поистине мастерски, приближаясь по силе драматического накала к более ранней его работе — знаменитому «Девятому валу» (1850) из собрания Государственного Русского музея.