Несомненно, работая над произведением, Матисс планировал развитие ансамбля, созданного им чуть более года назад для Розовой гостиной в доме Сергея Ивановича Щукина. Уже после его завершения в конце 1911 года, летом 1912-го, меценат приобрел для гостиной «Красных рыб», и, вероятно, договорился о заказе парной им композиции. Об этом Щукин напомнил Матиссу в письме в августе 1912 года, однако ожидание затянулось, и «пандан», а вернее, даже два дополнения, были готовы лишь к весне 1913 года.
В едином, сходном с «Красными рыбами», формате Матисс создал два натюрморта — «Букет цветов. Каллы» и «Арумы, ирисы и мимоза», причем, скорее всего, первый выступил эскизом для второго. Вместе с портретом «Стоящий риф» они предоставили Щукину, а вслед за ним и современным исследователям, простор для декоративных ансамблевых вариаций. Однако после покупки весной 1913 года и показа на выставке в Берлине, рядом с «Красными рыбами» на стене Розовой гостиной оказались именно «Арумы, ирисы и мимоза».
Один из последних цветочных натюрмортов, исполненных художником под впечатлением от яркой флоры Марокко, «Арумы, ирисы и мимоза» — своего рода завершение импровизированной цветочной сюиты.