Возможно, художник готовил «Красных рыб» — наиболее сильную среди работ с мотивом аквариума — к приезду своего московского покровителя. В июле 1912 года, во время визита в мастерскую Матисса Сергей Щукин остановил свой выбор именно на этом полотне, которое немедленно увез в Москву, где оно дополнило композицию созданного чуть более полугода назад ансамбля Розовой гостиной. Коллекционер находился под столь сильным впечатлением от работы, что полтора месяца спустя попросил Матисса создать «пару моим рыбам».
Художник работал над этим полотном после возвращения в апреле 1912 года из своего первого путешествия в Марокко. Главный «герой» композиции — сосуд с золотыми рыбками — выбран под влиянием североафриканских впечатлений: Матиссу запомнилось, как марокканцы проводили часы за созерцанием аквариумов, и этот мотив стал для мастера олицетворением медитативного состояния.
Художник работал над этим полотном после возвращения в апреле 1912 года из своего первого путешествия в Марокко. Главный «герой» композиции — сосуд с золотыми рыбками — выбран под влиянием североафриканских впечатлений: Матиссу запомнилось, как марокканцы проводили часы за созерцанием аквариумов, и этот мотив стал для мастера олицетворением медитативного состояния.
Располагая композицию натюрморта в саду своего дома в Исси-ле-Мулино, Матисс сделал аквариум центром своеобразного оазиса на грани реального и воображаемого. Очертаниям сосуда вторит круглый садовый столик, опрокинутый на зрителя под влиянием законов обратной перспективы и «оптики» аквариума. Всепобеждающему ритму подчиняются кольцеобразно расходящиеся поля цвета, листья и цветы растений, подлокотник кресла.