Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Галерея искусства стран Европы и Америки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мастерская художника

Время создания
1911
Размер
182x222 см
Техника
Холст, масло
21
Открыть в приложении
#1
Анри Матисс
Мастерская художника (Розовая мастерская)
#23

«Белые» стены мастерской

#2
#8
По воспоминаниям очевидцев, стены в мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино были белыми, что не мешало художнику изображать их розовыми или красными (в «Красной мастерской», хранящейся в нью-йоркском Музее современного искусства). Матисс любил цитировать Делакруа, утверждавшего, что точность не тождественна правде, а сам говорил:
#9
«Не надо портить правдой хорошую картину». 
#10
И еще: 
#11
«Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать; даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи».
#12
Поэтому, несмотря на то, что в «Мастерской художника» немало конкретных предметов интерьера из студии Матисса, ее цветовое решение полностью оригинально: грань между реальностью и фантазией оказывается практически стерта.
#24

Композиция: ваза — ткань — пейзаж

#3
#13
«Мастерская художника» была написана в 1911 году. Если в более ранние годы (как, например, на полотне «Радость жизни») Матиссу приходилось обращаться к воображаемым, фантастическим мирам, чтобы экспериментировать с цветом и линией, то теперь ему вполне хватает обыкновенного интерьера мастерской, который он видит каждый день. Одна из самых занимательных композиционных находок картины, ярко демонстрирующая способность художника соединять реальность с фантазией, — мысленная вертикальная линия, которую зрителю предлагается провести от вазы на высоком табурете. Ваза пуста, но узоры синей драпировки, висящей на ширме, как будто замещают здесь живые цветы; от них, в свою очередь, зрительский взгляд переходит уже к настоящей природе, которую мы видим в оконном проеме.
#25

Ткани и ковры

#4
#14
Причудливые, узорчатые, орнаментальные ткани, ковры и драпировки — регулярный мотив картин Матисса. Не лишним будет вспомнить, что его предки по отцовской линии были ткачами, а сам регион, из которого происходил художник, — Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции — славился своей текстильной промышленностью. Интерес Матисса к разного рода тканям и коврам подпитывался его знакомством с мусульманской культурой: в 1910 году художник побывал на большой выставке исламского искусства в Мюнхене, а спустя два года отправился в экспедицию в Марокко. Центральные элементы композиции «Мастерской художника», организующие пространство интерьера, — узорчатая ткань, висящая на ширме, и лежащий на полу ковер — выдают знакомство живописца с традицией декоративных восточных арабесок.
#15
Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре
(Натюрморт с восточным ковром). 1908 год
ГМИИ им. А. С. Пушкина
#16
Анри Матисс. Фрукты и бронза. 1909–1910 годы
ГМИИ им. А. С. Пушкина
#26

Цвет

#5
#17
Фовисты* эмансипировали цвет, сделав его основным носителем художественной экспрессии, и, хотя к моменту написания «Розовой мастерской» их движение фактически сошло на нет, переживание яркой, броской, дикарской эстетики фовизма в том или ином виде характерно почти для всего творчества Матисса, включая и зрелые работы. Это полотно — своего рода цветовая симфония: розовый цвет вступает во взаимодействие с охрой и нежно-изумрудными оттенками, а желтый ковер с синим орнаментом уравновешивается синей тканью с желтыми узорами. Неслучайно несколько картин Матисса — «Мастерская художника», «Красная мастерская», «Интерьер с баклажанами» и «Семейный портрет» — получили название «симфонические интерьеры».
#18
* Фовизм — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Самый известный представитель — Анри Матисс. Название закрепилось за движением благодаря французскому критику Луи Воселю, назвавшему художников, представленных на Осеннем салоне 1905 года, «дикими зверями» (les fauves). Среди отличительных черт фовистов — динамичность мазка, стихийность, яркий колорит, контрастность цветов.
#27

Разнообразие изобразительных техник: пейзаж и интерьер

#6
#19
Матисс к 1911 году — художник уже достаточно зрелый, многое переживший, знакомый с разными стилями западного и восточного искусства. Поэтому если интерьер «Мастерской художника» по преимуществу выполнен им в прозрачной, акварельной манере, то пейзаж за окном, состоящий целиком из отдельных тонких мазков, — это внезапное и, очевидно, абсолютно осознанное возвращение к импрессионизму, своего рода культурная гиперссылка.
#28

Картина-автопортрет

#7
#22
Жанр «Мастерская художника» определяли как нечто среднее между натюрмортом и интерьерной живописью — между тем сам Матисс считал картину во многом автопортретом. О художнике здесь рассказывает обстановка студии, но главное — его собственные работы, представленные в немалом количестве: картины в картине. Место нашлось и живописным произведениям (самые известные из них — «Роскошь» 1908 года и одна из версий «Танца», ныне хранящаяся в Нью-Йорке), и скульптуре, которой Матисс тоже отдавал много времени и сил. Вид мастерской как будто говорит зрителю: вот он я, вот мои интересы, это то, чем я занимаюсь и чем живу.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мастерская художника

Время создания
1911
Размер
182x222 см
Техника
Холст, масло
21
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Анри МатиссКоллекция работ

Статуэтка и вазы на восточном ковре
Статуэтка и вазы на восточном ковре
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марокканский триптих (Зора на террасе)
Марокканский триптих (Зора на террасе)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Букет цветов в белой вазе
Букет цветов в белой вазе
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сидящая обнаженная. Этюд
Сидящая обнаженная. Этюд
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фрукты и бронза
Фрукты и бронза
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бутылка схидама
Бутылка схидама
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Настурции. Панно «Танец» II
Настурции. Панно «Танец» II
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марокканец Амидо
Марокканец Амидо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Настурции. Панно «Танец» II
Настурции. Панно «Танец» II
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Красные рыбы (Золотые рыбки)
Красные рыбы (Золотые рыбки)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Арумы, ирисы и мимоза
Арумы, ирисы и мимоза
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вид Коллиура
Вид Коллиура
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Красная комната (Гармония в красном)
Красная комната (Гармония в красном)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Раковина на черном мраморе
Раковина на черном мраморе
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мастерская художника
Мастерская художника
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Испанка с бубном
Испанка с бубном
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморты
Натюрморты
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Уголок мастерской
Уголок мастерской
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Букет цветов. Каллы
Букет цветов. Каллы
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Танец
Танец
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%