Натюрморт выполнен в зрелой творческой манере Поля Сезанна, которая сформировалась к концу 1870-х годов, когда художник, разочаровавшийся в импрессионизме и обиженный прохладной оценкой своего творчества критиками, уехал в родной город Экс-ан-Прованс, чтобы практически безвылазно провести там остаток жизни.
Своей задачей «отшельник из Экса» сделал превращение импрессионизма в «нечто основательное и прочное, как музейное искусство»: не отказываясь от импрессионистской эстетики, которая берет за образец природу, Сезанн в то же время стремился не к фиксации мимолетных впечатлений, а к обнаружению материальной константы окружающего мира, глубинных пластов реальности.
Как следствие, он возвращает в живопись земляные пигменты и сознательно упрощает форму предметов, стремясь передать вещность и осязаемость предметного мира. Не динамичный пейзаж, но статичный натюрморт становится главным жанром для Сезанна, однако, в его случае граница между жанрами вообще весьма условна: так, в данной картине складки белой скатерти на темно-синем фоне стены вздымаются вверх и приобретают тяжеловесность геологической массы. Пиала изображена одновременно с двух ракурсов; к этому приему Сезанн нередко прибегал для выражения конструктивного начала, той рациональности, которая лежит в основе человеческого восприятия.