Шрифт
Цвет
Графика
Анри Матисс
Персона

Анри Матисс

Годы жизни: 1869–1954
#1

Анри Матисс вошел в историю искусства как мастер цвета, один из основоположников и лидеров фовизма. Французский художник, скульптор, иллюстратор, дизайнер и сценограф, он долгие годы посвятил поиску своего почерка, пробовал себя в различных сферах и жанрах, многократно менял манеру, пока не выработал собственный стиль.

Картины Матисса представлены в собраниях многих музеев мира. В России также находится большая коллекция его полотен.

#2

Ранние годы и поиски себя

#3

Анри Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в коммуне Ле-Като-Камбрези на севере Франции, а детство провел в Боэн-ан-Вермадуа, где у его отца был свой бизнес.

Родители надеялись, что старший сын Анри продолжит семейное дело, но после окончания лицея юноша решил перебраться в Париж для изучения юриспруденции, а затем работал помощником нотариуса в Сен-Кантене. Параллельно молодой Матисс осваивал азы рисования, после чего решил продолжить обучение в этой области.

В 1891 году он вновь отправился в Париж учиться в Академии Жюлиана, а затем — в Школе изящных искусств, где поступил на курс к Гюставу Моро. Матисс следовал классическому пути живописца: писал натюрморты и копировал известные картины из собрания Лувра. Его особенно вдохновляли полотна Жана-Батиста Симеона Шардена, привлекали работы Эдуарда Мане и японское искусство.

Лето 1896 года Матисс провел в Бретани, где австралийский художник Джон Рассел познакомил его с творчеством импрессионистов и Винсента Ван Гога. Новые знания о теории цвета заставили палитру Матисса измениться навсегда. Рассел стал для начинающего художника настоящим учителем.

Зимой 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, будущей матери двух его сыновей. Супруга и внебрачная дочь Матисса Маргерит стали главными музами художника.

Со смертью наставника Матиссу пришлось покинуть Школу изящных искусств из-за возникших разногласий с преемником Гюстава Моро. Камиль Писсаро посоветовал ему поехать в Лондон изучать искусство Уильяма Тёрнера. После этого Матисс отправился в путешествие на Корсику. По возвращении он продолжил учиться, на этот раз у Эжена Каррьера.

#4
«Корсиканский пейзаж. Оливы», 1898 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#5

Импрессионизм и фовизм 

#6

Творческий метод Поля Сезана оказал значительное влияние на стиль работ Матисса рубежа XIX–XX веков. Живописец перешел к классической линейной перспективе, палитре локальных цветов — чистых, без оттенков, и ярким пятнам для обозначения света.

После знакомства с программным теоретическим трудом Поля Синьяка Матисс проникся принципом пуантилизма. Его картина 1904 года «Роскошь, покой и наслаждение», написанная в технике дивизионизма, отражает поворот художника в сторону идей фовизма. Матисс использовал короткие мазки чистых красок для создания иллюзии множества оттенков и сочетал их с нарочитой яркостью палитры. Первая персональная выставка художника прошла в том же году в галерее Амбруаза Воллара, правда, без особого успеха.

Следующим летом Анри Матисс и Андре Дерен отправились в местечко Коллиур на поиск приемов для решения новых художественных задач. Свои результаты они продемонстрировали в Осеннем салоне. Он обозначил тенденции в развитии живописи на ближайшие несколько лет. 

#8
#9

Реакция большинства критиков на поворот в сторону небывалой цветности была отрицательной. Одна из возмущенных оценок от Луи Вокселя переросла в название направления — «фовисты» происходит от французского слова «дикарь». Возглавили направление Матисс и Дерен.

В своих работах Матисс старался выразить эмоции и чувства через цвет. Черпая вдохновение из окружающей жизни, он не просто брал нужные оттенки, но усиливал их контрастами для придания большей выразительности. Особая роль отводилась красному цвету, который в той или иной степени присутствует в большинстве работ фовистского периода художника. Свои идеи Матисс выразил в программном труде «Записки живописца».

Работы художника заметил Сергей Иванович Щукин, русский коллекционер. По его заказу Матисс написал полотна «Танец» и «Музыка». Пять ярких фигур, использование всего трех цветов — красного, синего и зеленого — призваны создать иллюзию ритма, движения и звучащей музыки. В основе, на первый взгляд, простой композиции лежит классическая теория искусства и знание пропорций. 

#10
«Танец», 1910. Государственный Эрмитаж
#11

Вспышка фовизма в истории искусства была короткой. К концу первого десятилетия XX века среди художников наметился отход от направления. В живописи Матисса появились яркие орнаментальные мотивы, а перспектива перешла в единый плоский фон.

#12

Зрелые годы

#13

В 1908 году при участии целой группы меценатов живописец открыл Академию Матисса. За три года ее работы у художника бесплатно обучилась сотня студентов. Программа была составлена с учетом опыта самого Матисса: сначала на музейных занятиях необходимо было научиться копировать картины известных художников и только потом переходить к работе с моделями.

После 1911 года Матисс решил все силы направить на собственное искусство. Его работы несколько раз выставлялись в США и были так же неоднозначно восприняты американской публикой. В этот период он много путешествовал, бывал в Германии, Испании и Марокко.

Собственная цветовая теория Матисса вновь трансформировалась. Красный на его полотнах постепенно вытеснялся охрой и терракотовыми оттенками, менялась роль зеленого, детали стирались, и композиция стремилась к простоте и лаконизму. 

#14
«Стоящий марокканец в зеленой одежде», 1912. Государственный Эрмитаж
#15

С началом Первой мировой войны Матисс стал меньше писать, но при этом продолжил оттачивать свою технику.

1917 год ознаменовал начало «периода Ниццы» после переезда художника на Лазурный берег. В последующие годы Матисс занимался сценографией, создавал эскизы костюмов для русских балетов «Песнь соловья» и «Красное и черное», иллюстрировал «Стихотворения Стефана Малларме» и «Улисса» Джеймса Джойса. Состоялась его совместная выставка с Пабло Пикассо, многолетним другом, вдохновителем и соперником.

В 1935 году секретарь художника Лидия Николаевна Делекторская стала новой музой Матисса. В годы Второй мировой войны его здоровье ухудшилось, и в перерывах между лечением он отрабатывал технику декупажа. На закате жизни Матисс занимался оформлением церквей: создавал эскизы мебели, витражей, разрабатывал дизайн облачения священников. В 1952 году он открыл музей своих работ в родном городе.

Анри Матисс скончался 3 ноября 1954 года в предместье Ниццы Симье, где и был погребен.

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%