В Союзе художников Татарской АССР в 1970-е годы были организованы три творческие группы, две из них — «Нефть» и «КамАЗ» — возглавил Харис Якупов. В их составе он посетил Альметьевск, центр нефтедобывающей промышленности, и Набережные Челны, где в то время развернулась стройка знаменитого Камского автомобильного завода. Там он наблюдал за натурой, нашел нужные типажи и создал эскизы работ «Золото Татарии» и «Челнинские красавицы». В 1975 году по итогам выставок «Советская Россия» картине «Золото Татарии» присудили первую премию по живописи. За свою жизнь Якупов был удостоен многих почетных званий и наград. Ему единственному из татарских художников присвоили звание народного художника СССР.
Центральная тема в творчестве Хариса Якупова — человек и его дело, его созидательный труд. Художник внимательно всматривается в людей труда, будь то работники колхоза или ударники на стройке КамАЗа, восхищается их силой духа и красотой. В его картинах простые труженики «из народа» выглядят как настоящие герои. Героическое начало в работе «Золото Татарии» рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней нефтяников. Полотно поражает монументальностью: на огромном холсте длиной почти три метра гиперболизировано, намеренно крупно изображены лица.
Название картины многозначно и символично. «Черное золото» республики — это ее нефть; золото Татарии — это ее народ, рабочий класс. Наконец, есть тут и отсылка к природе — к золоту осени. Художника особо интересует внутренний мир героев, он пытается уловить все оттенки их сложного душевного состояния. Герои погружены в раздумье, сосредоточенны и решительны, и вместе с тем эта задумчивость граничит с печалью. Мотив печали задает и осенняя пора.
Центральная тема в творчестве Хариса Якупова — человек и его дело, его созидательный труд. Художник внимательно всматривается в людей труда, будь то работники колхоза или ударники на стройке КамАЗа, восхищается их силой духа и красотой. В его картинах простые труженики «из народа» выглядят как настоящие герои. Героическое начало в работе «Золото Татарии» рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней нефтяников. Полотно поражает монументальностью: на огромном холсте длиной почти три метра гиперболизировано, намеренно крупно изображены лица.
Название картины многозначно и символично. «Черное золото» республики — это ее нефть; золото Татарии — это ее народ, рабочий класс. Наконец, есть тут и отсылка к природе — к золоту осени. Художника особо интересует внутренний мир героев, он пытается уловить все оттенки их сложного душевного состояния. Герои погружены в раздумье, сосредоточенны и решительны, и вместе с тем эта задумчивость граничит с печалью. Мотив печали задает и осенняя пора.