В творчестве Хариса Якупова, знакового художника советской Татарии, ясно прослеживается основная линия: восхищение людьми труда, их силой духа и красотой. В послевоенное время, когда страна поднималась из пепелищ, главной становилась фигура человека — строящего, поднимающего этот мир, сильного и уверенного в том, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего. Вот этого-то человека в основном и пишет Якупов.
С 1958-го он фокусируется на тружениках колхоза. В течение семи лет художник каждое лето выезжает в колхоз имени Мулланура Вахитова Пестречинского района и пишет около тридцати портретов. Именно в «пестречинский» период меняется живописная манера мастера, вырабатывается его индивидуальный стиль. После долгого «затворничества» в мастерской художник выходит на пленэр и окунается во все многообразие природных красок. В работах этого периода на первый план выходит подчеркнуто чувственное восприятие мира. Цветовые сочетания становятся яркими, предельно насыщенными, линия — более раскованной.
Эти изменения отчетливо прослеживаются в полотне «Сильные люди (Молодые доярки Ф. Гараева, М. Исламова и С. Сагдиева)». Девушки изображены после окончания утренней дойки в окружении бидонов с молоком. Они не сломлены тяжелой трудовой жизнью, а напротив — жизнелюбивы и радостны, они улыбаются. В этой работе раскрывается идея сильного, спокойного и мужественного народного характера, кровной связи человека с землей, благородной значительности повседневного крестьянского труда. Женщины-доярки предстают кормилицами народа, и если говорить шире — всего человечества. Глобальность этого образа художник подчеркивает монументальной формой.
Работа создана на стыке двух жанров: группового портрета и бытовой картины. И вместе с тем здесь появляется лирическое звучание, подчеркнута мягкая женственность. Девушки выглядят органично в этом мире, полном ярких красок, движения, радостного солнечного света. Солнце пронизывает легкую ткань одежд, сгущает румянец на смуглых лицах. Блики и рефлексы подчеркивают красоту и праздничность национальных нарядов.
С 1958-го он фокусируется на тружениках колхоза. В течение семи лет художник каждое лето выезжает в колхоз имени Мулланура Вахитова Пестречинского района и пишет около тридцати портретов. Именно в «пестречинский» период меняется живописная манера мастера, вырабатывается его индивидуальный стиль. После долгого «затворничества» в мастерской художник выходит на пленэр и окунается во все многообразие природных красок. В работах этого периода на первый план выходит подчеркнуто чувственное восприятие мира. Цветовые сочетания становятся яркими, предельно насыщенными, линия — более раскованной.
Эти изменения отчетливо прослеживаются в полотне «Сильные люди (Молодые доярки Ф. Гараева, М. Исламова и С. Сагдиева)». Девушки изображены после окончания утренней дойки в окружении бидонов с молоком. Они не сломлены тяжелой трудовой жизнью, а напротив — жизнелюбивы и радостны, они улыбаются. В этой работе раскрывается идея сильного, спокойного и мужественного народного характера, кровной связи человека с землей, благородной значительности повседневного крестьянского труда. Женщины-доярки предстают кормилицами народа, и если говорить шире — всего человечества. Глобальность этого образа художник подчеркивает монументальной формой.
Работа создана на стыке двух жанров: группового портрета и бытовой картины. И вместе с тем здесь появляется лирическое звучание, подчеркнута мягкая женственность. Девушки выглядят органично в этом мире, полном ярких красок, движения, радостного солнечного света. Солнце пронизывает легкую ткань одежд, сгущает румянец на смуглых лицах. Блики и рефлексы подчеркивают красоту и праздничность национальных нарядов.