Василий Кандинский, один из основоположников абстракционизма, был не только практиком, но и теоретиком — в своих трудах он последовательно обосновывал во многом революционные для искусства идеи. В книге «Ступени» он писал, что живопись для художника — это особый способ познания мира, более того — это новый мир, создаваемый художником с помощью красок. Кандинский объяснял, что выключение предметности из живописи предполагает способность внутренне переживать чисто художественную форму, что требует от зрителя особого развития в этом направлении.
В абстракции он увидел способ выражения духовного начала, освобожденного от материальных оков, которые в представлении художника связывались с грубой предметностью. К беспредметному искусству он пришел, постигнув самоценность каждого отдельного живописного элемента, будь то точка или линия. «Эта разгадка освободила меня и открыла мне новые миры. Все мертвое дрогнуло и затрепетало… — все открыло мне свой лик, свою внутреннюю сущность, тайную душу, которая чаще молчит, чем говорит. Так ожила для меня и каждая точка в покое и в движении (линия) и явила мне свою душу. Этого было достаточно, чтобы «понять» всем существом… возможность… искусства, называемого нынче в отличие от «предметного» — «абстрактным», — писал Кандинский.
Художник разделял свои абстракции на три вида: импрессии, импровизации и композиции.
В абстракции он увидел способ выражения духовного начала, освобожденного от материальных оков, которые в представлении художника связывались с грубой предметностью. К беспредметному искусству он пришел, постигнув самоценность каждого отдельного живописного элемента, будь то точка или линия. «Эта разгадка освободила меня и открыла мне новые миры. Все мертвое дрогнуло и затрепетало… — все открыло мне свой лик, свою внутреннюю сущность, тайную душу, которая чаще молчит, чем говорит. Так ожила для меня и каждая точка в покое и в движении (линия) и явила мне свою душу. Этого было достаточно, чтобы «понять» всем существом… возможность… искусства, называемого нынче в отличие от «предметного» — «абстрактным», — писал Кандинский.
Художник разделял свои абстракции на три вида: импрессии, импровизации и композиции.
Импрессии — это наиболее непосредственные реакции на внешний мир. Импровизации, хоть и так же спонтанны, уже выражают не внешнюю природу, а внутренние процессы художника. Если первые два вида создавались чаще всего бессознательно, то над композициями Кандинский работал осознанно, долго и тщательно, ориентируясь при этом на первые наброски.
Работу «Импровизация 34» художник написал в 1913 году в Мюнхене. Это был плодотворнейший период его жизни: в те годы он участвовал в выставках авангардного объединения «Бубновый валет», написал знаменитый труд «О духовном в искусстве», вместе с экспрессионистом Францем Марком основал творческую группу «Синий всадник». В картине «Импровизация 34» Кандинский окончательно отрывается от предметности, строит драматургию «средствами чистой живописи, особыми возможностями линии, пятна, каждого отдельного цвета и их сочетаний», стремясь выразить в них духовное начало. Линии здесь, как живые существа, движутся свободно, то пересекаясь друг с другом, то плавно перетекая в цветовые пятна.
Работу «Импровизация 34» художник написал в 1913 году в Мюнхене. Это был плодотворнейший период его жизни: в те годы он участвовал в выставках авангардного объединения «Бубновый валет», написал знаменитый труд «О духовном в искусстве», вместе с экспрессионистом Францем Марком основал творческую группу «Синий всадник». В картине «Импровизация 34» Кандинский окончательно отрывается от предметности, строит драматургию «средствами чистой живописи, особыми возможностями линии, пятна, каждого отдельного цвета и их сочетаний», стремясь выразить в них духовное начало. Линии здесь, как живые существа, движутся свободно, то пересекаясь друг с другом, то плавно перетекая в цветовые пятна.