В 1950 году художник Харис Якупов по совету композитора Назиба Жиганова задумал большое полотно о татарском поэте Мусе Джалиле. Картина «Перед приговором» стала одной из вершин раннего творчества живописца. Сам художник вспоминал: «Я решил изобразить М. Джалиля среди фашистов. Остановился на моменте допроса поэта, потому что мне показалось, что именно эта ситуация дает возможность изобразить противостояние противоположностей… Мне хотелось показать морально-нравственное превосходство поэта-героя над его палачами, твердость его характера. Образ поэта должен был быть созвучен его бессмертным строкам: «Не преклоню колен, палач, перед тобою, Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час — умру. Но знай, умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей».
Муса Залилов, больше известный как Муса Джалиль, в 1942 году отправился на Ленинградский фронт в качестве военного корреспондента. В том же году он, тяжело раненный, попал в плен. Там его определили в легион «Идель-Урал» — подразделение, сформированное фашистами из советских военнопленных для борьбы с большевизмом. Одиннадцать из двенадцати членов легиона решили использовать ситуацию и под видом борцов с большевизмом стали вести подрывную деятельность.
Джалилю, завоевавшему доверие гитлеровцев, поручили заниматься культурно-просветительской работой. Он тем временем организовывал побеги военнопленных и успешно вербовал новых подпольщиков.
В 1943-м всю подпольную организацию арестовали и заключили в берлинскую тюрьму Моабит, где постоянно допрашивали и пытали. Не пасть духом Джалилю помогало написание стихов. В 1944 году его вместе с остальными подпольщиками казнили на гильотине.
Якупов изобразил сцену допроса Джалиля. Совершенно очевидно, что главного героя картины ждет жестокий приговор. Однако обреченный выглядит спокойно, даже величественно. Молодость, уверенность, внутренняя сила делают его победителем. Выразительны его смуглое широкое лицо с хорошо очерченными бровями, гордая прямая осанка, спокойный взгляд. Столь же ярко художник представляет ведущих допрос фашистов. Их образы лишены карикатурности.
В этой работе Якупов следовал традициям мастеров реалистической школы. Лица, позы, жесты персонажей, композицию, цветовое решение картины он продумал до мельчайших подробностей. Важную роль играет свет — подсвечивая одни части и оставляя в тени другие, художник расставил акценты между главными и второстепенными частями картины.
Муса Залилов, больше известный как Муса Джалиль, в 1942 году отправился на Ленинградский фронт в качестве военного корреспондента. В том же году он, тяжело раненный, попал в плен. Там его определили в легион «Идель-Урал» — подразделение, сформированное фашистами из советских военнопленных для борьбы с большевизмом. Одиннадцать из двенадцати членов легиона решили использовать ситуацию и под видом борцов с большевизмом стали вести подрывную деятельность.
Джалилю, завоевавшему доверие гитлеровцев, поручили заниматься культурно-просветительской работой. Он тем временем организовывал побеги военнопленных и успешно вербовал новых подпольщиков.
В 1943-м всю подпольную организацию арестовали и заключили в берлинскую тюрьму Моабит, где постоянно допрашивали и пытали. Не пасть духом Джалилю помогало написание стихов. В 1944 году его вместе с остальными подпольщиками казнили на гильотине.
Якупов изобразил сцену допроса Джалиля. Совершенно очевидно, что главного героя картины ждет жестокий приговор. Однако обреченный выглядит спокойно, даже величественно. Молодость, уверенность, внутренняя сила делают его победителем. Выразительны его смуглое широкое лицо с хорошо очерченными бровями, гордая прямая осанка, спокойный взгляд. Столь же ярко художник представляет ведущих допрос фашистов. Их образы лишены карикатурности.
В этой работе Якупов следовал традициям мастеров реалистической школы. Лица, позы, жесты персонажей, композицию, цветовое решение картины он продумал до мельчайших подробностей. Важную роль играет свет — подсвечивая одни части и оставляя в тени другие, художник расставил акценты между главными и второстепенными частями картины.