Великая Отечественная война всколыхнула интерес к истории страны. В послевоенные десятилетия в советском искусстве широко распространился исторический жанр. Одним из этапных произведений в живописи советской Татарии стало полотно «Подписание В. И. Лениным Декрета об образовании Татарской АССР», созданное к тридцатилетию татарской автономии совместно Харисом Якуповым и Лотфуллой Фаттаховым.
Пути двух художников пересеклись еще в детстве — Лотфулла рано остался без родителей, и его взяла к себе многодетная семья Хариса. Юноши вместе поступили в Казанское художественное училище и, не окончив его, пошли добровольцами на войну. Они прошли всю Великую Отечественную, не прекращая рисовать на фронте. После войны друзья поехали в Москву учиться у известного художника Бориса Иогансона. Якупов и Фаттахов писали не только большие живописные полотна, они также иллюстрировали народные сказки, рисовали карикатуры для сатирического журнала «Чаян».
В совместной картине художники впервые раскрыли ленинскую тему как важнейшую в истории татарского народа. На картине изображены посланцы Татарии, они прибыли в Кремль в составе делегации трудящихся бывшей Казанской губернии. Среди них — представители рабочего класса и крестьянства, русской и татарской интеллигенции советской Татарии 1920 года.
Смысловым и композиционным центром картины стала фигура Ленина. В образе женщины показана передовая работница, принимающая участие в решении важных вопросов наравне с мужчинами. Платок ее повязан характерно — именно в Татарии женщины еще с XIX века стали завязывать концы платка на затылке. Одежда старика, который с волнением слушает вождя, тоже говорит о его национальности: поверх рубахи на нем надет татарский безрукавный камзол, на голове — традиционная тюбетейка. В молодых делегатах угадываются вчерашние воины, в боях доказавшие преданность советской власти.
Работа построена по принципам русской реалистической школы. За картину художники Якупов и Фаттахов были удостоены Сталинской премии третьей степени.
Пути двух художников пересеклись еще в детстве — Лотфулла рано остался без родителей, и его взяла к себе многодетная семья Хариса. Юноши вместе поступили в Казанское художественное училище и, не окончив его, пошли добровольцами на войну. Они прошли всю Великую Отечественную, не прекращая рисовать на фронте. После войны друзья поехали в Москву учиться у известного художника Бориса Иогансона. Якупов и Фаттахов писали не только большие живописные полотна, они также иллюстрировали народные сказки, рисовали карикатуры для сатирического журнала «Чаян».
В совместной картине художники впервые раскрыли ленинскую тему как важнейшую в истории татарского народа. На картине изображены посланцы Татарии, они прибыли в Кремль в составе делегации трудящихся бывшей Казанской губернии. Среди них — представители рабочего класса и крестьянства, русской и татарской интеллигенции советской Татарии 1920 года.
Смысловым и композиционным центром картины стала фигура Ленина. В образе женщины показана передовая работница, принимающая участие в решении важных вопросов наравне с мужчинами. Платок ее повязан характерно — именно в Татарии женщины еще с XIX века стали завязывать концы платка на затылке. Одежда старика, который с волнением слушает вождя, тоже говорит о его национальности: поверх рубахи на нем надет татарский безрукавный камзол, на голове — традиционная тюбетейка. В молодых делегатах угадываются вчерашние воины, в боях доказавшие преданность советской власти.
Работа построена по принципам русской реалистической школы. За картину художники Якупов и Фаттахов были удостоены Сталинской премии третьей степени.