Харис Якупов долго вынашивал идею полотна, посвященного знаковому татарскому поэту Габдулле Тукаю. В 1986 году на казанской выставке к 100-летию со дня рождения Тукая он представил трехчастную композицию, где аллегорически изобразил жизненный путь поэта. Правая часть триптиха посвящена детству Тукая, центральная часть — это образ поэта в пору его творческой зрелости, слева показано его последнее пристанище. Несмотря на явный мотив смерти, художнику удалось добиться светлого, мажорного звучания картины. Осенняя увядающая природа и герои пребывают в единстве. Поэт задумчив и печален, отрешен от окружающего его мира. Состояние природы усиливает это настроение — тучи на предгрозовом небе, опадающие листья. Все это подчеркивает глубокую связь Тукая с родным краем.
За свою короткую жизнь Тукай успел стать для татарского народа фигурой такого же масштаба, как Шекспир для Англии или Пушкин для России. Его детство было трудным: в четыре года он остался круглым сиротой и стал жить в семье деда-муллы, где его невзлюбили. Там он много болел, недоедал, и его, как «лишний рот», при первой же возможности отдали приемным родителям, — по воспоминаниям самого Тукая, новую семью ему нашли прямо на базаре.
Поворотным этапом в жизни для него стал переезд в Казахстан — там он учился в медресе и параллельно изучал русский язык. Настоящим открытием для него стала лирика Пушкина и Лермонтова. В то же время он всерьез увлекался собиранием татарских народных песен и сказок, которые сам же мастерски исполнял. Татарский фольклор, русская поэзия XIX века, турецкая и персидская лирика, а также новая татарская просветительская проза стали ориентиром для начинающего литератора.
Революционные события 1905 года он воспринял как праздник и источник вдохновения, революция пробудила его национальное самосознание. В то время появились первые газеты и журналы на татарском языке. Тукай начал активно в них печататься и быстро стал профессиональным литератором. В своих публикациях он разоблачал татарское духовенство, выступал за светское образование, призывал к единству народа.
В 1911–1912 годах Тукай совершил поездки в Астрахань, Уфу и Петербург, где он встретился с видными литераторами, общественными деятелями и революционерами. Не дожив до 27 лет, поэт умер от недоедания и чахотки. Перед смертью он оставил деньги, на которые велел учредить премию для одаренных детей.
За свою короткую жизнь Тукай успел стать для татарского народа фигурой такого же масштаба, как Шекспир для Англии или Пушкин для России. Его детство было трудным: в четыре года он остался круглым сиротой и стал жить в семье деда-муллы, где его невзлюбили. Там он много болел, недоедал, и его, как «лишний рот», при первой же возможности отдали приемным родителям, — по воспоминаниям самого Тукая, новую семью ему нашли прямо на базаре.
Поворотным этапом в жизни для него стал переезд в Казахстан — там он учился в медресе и параллельно изучал русский язык. Настоящим открытием для него стала лирика Пушкина и Лермонтова. В то же время он всерьез увлекался собиранием татарских народных песен и сказок, которые сам же мастерски исполнял. Татарский фольклор, русская поэзия XIX века, турецкая и персидская лирика, а также новая татарская просветительская проза стали ориентиром для начинающего литератора.
Революционные события 1905 года он воспринял как праздник и источник вдохновения, революция пробудила его национальное самосознание. В то время появились первые газеты и журналы на татарском языке. Тукай начал активно в них печататься и быстро стал профессиональным литератором. В своих публикациях он разоблачал татарское духовенство, выступал за светское образование, призывал к единству народа.
В 1911–1912 годах Тукай совершил поездки в Астрахань, Уфу и Петербург, где он встретился с видными литераторами, общественными деятелями и революционерами. Не дожив до 27 лет, поэт умер от недоедания и чахотки. Перед смертью он оставил деньги, на которые велел учредить премию для одаренных детей.