Впервые художник Порфирий Крылов побывал в Венеции в 1956 году, когда творческий союз Кукрыниксов был приглашен на Венецианскую биеннале. Советские художники представили там свои работы военных лет, получили мировое признание и участвовали в этой выставке еще дважды — в 1958 и 1960 годах.
На протяжении 30 лет Крылов писал европейские пейзажи, среди которых особенное место занимает Италия. Венеция пленила Порфирия Никитича изысканной красотой, изяществом и неповторимым укладом жизни. Этому городу художник посвятил большую серию работ своего итальянского цикла, одна из которых называется «Венеция. Большой канал».
Пейзаж был написан в 1974 году и передает вневременную атмосферу города, где жили и творили Тициан, Веронезе, Вивальди, Гольдони, Беллини, Гоцци, Карпаччо. Взгляд художника обращен к венецианскому Гранд-каналу, главной водной артерии города. Длина канала составляет почти четыре километра, он проходит через всю Венецию, извиваясь в форме буквы S. По Гранд-каналу ходят водные автобусы — вапоретто — и, разумеется, гондолы.
У Гранд-канала почти нет набережных, их заменяют фасады домов, которые построены на сваях и имеют по два выхода — наземный и водный. Вдалеке виднеется белоснежный величественный купол храма Санта-Мария-делла-Салюте, который открывает вход в Большой канал из Венецианской лагуны. Церковь была построена в XVII веке в знак благодарности Деве Марии за избавление города от самой страшной напасти — чумы.
Однажды, когда Порфирий Никитич был увлечен работой над очередным венецианским пейзажем, случился неожиданный эпизод, о котором художник любил вспоминать и оставил запись в своем дневнике: