Небольшая акварельная работа Порфирия Крылова «Размонтированный памятник тысячелетию России» — это один из этюдов к монументальному полотну Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». В освобожденный Советской Армией Новгород Кукрыниксы приехали в марте 1944 года. В своей книге «Втроем» художники вспоминают:
Размонтированный памятник тысячелетию России
Начинается Новгород. Все дома в нем разрушены, от них остались одни остовы. Мелом на стенах написано: «Дом разминирован» или наоборот: «Осторожно, мины». На улицах ни одного человека. Мост разрушен, едем по понтонному мосту. С нашего берега открывается вид на кремль и даже отсюда видны страшные разрушения. Слева — кремлевская стена с огромной пробоиной, в середине — старинная звонница XV века с пустым куполом. За стеной виден Софийский собор с ободранным центральным куполом, золото с которого немцы сняли.
Объезжаем кремль. Пустынно. Развалины. Гнутое железо. Остатки немецкой техники. При въезде в кремль открывается страшное зрелище, вначале даже непонятное. Какие-то гигантские окоченевшие черные люди валятся в различных позах на снегу. Оказывается, это фигуры размонтированного фашистами памятника «Тысячелетие России», который они не успели увезти в Германию. Все фигуры пронумерованы: 20 больших, среди них Петр I, Владимир, ангел, поверженный тевтон, — и 108 малых — здесь Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Суворов, Крылов.
Пораженные этим зрелищем, мы достали свои этюдники и сели писать этюды с разных сторон. Тогда же у нас появилась мысль попробовать написать картину на этом трагическом фоне. Впоследствии эти этюды очень помогли нам в работе над картиной «Бегство фашистов из Новгорода», в которой мы показали на фоне израненного, но незыблемо стоящего собора трусливо, как крысы, бегущих фашистских оккупантов.
Написав по два этюда, мы направились осматривать кремль. Продолжая знакомиться с Новгородом, мы убедились, что он почти уничтожен. Разрушены или разорены все его соборы. Погибли замечательные фрески. Огромная уникальная библиотека разграблена фашистами, в верхних помещениях Софийского собора мы видели лишь жалкие обрывки промокших листов отдельных книг…