Православное вероучение говорит о существовании трех ангельских ликов, каждый из которых включает еще три. Они различаются своей близостью к Богу и типом несомого ими служения.
Архангелы относятся к третьему лику и почитаются как начальники над другими ангелами, наставники и провозвестники воли Господней среди людей, через них Бог посылает праведникам Свои Откровения.
Архангела Гавриила принято называть вторым после Архистратига Михаила. Не все святые отцы соглашались признать именно это его место в иерархии. Святитель Андрей Критский писал, что только дух, постоянно предстоящий Богу, ближайший к престолу Творца, мог быть удостоен права нести Благую Весть. Таким образом, Гавриила следует считать не архангелом, а серафимом. Святой Григорий Двоеслов проводил параллель между искушением Евы князем тьмы и Благовещением «пламенеющей серафимской любовью» к Господу Марии, для которого мог послужить только серафим. Однако официальная церковная традиция называет Гавриила Архангелом и «служителем чудесе». Сам же он так говорит о себе в тексте Евангелия: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк. 1:19).
Чаще всего в руках Архангела Гавриила изображают зерцало из зеленой яшмы («ясписа») как знак вестника «судеб Божиих о спасении рода человеческого» и светильник с пылающей свечой. Святитель Димитрий Ростовский объясняет этот атрибут сокрытием промысла Божия и возможностью его постичь только тем, кто «неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести».
Хотя все небесные силы по природе своей бесплотны, людям они являются в том виде, какой доступен и привычен человеческому восприятию. Именно поэтому на заре христианства в изображениях на стенах катакомб Архангел Гавриил предстает как прекрасный муж или юноша без нимба и крыльев, облаченный в тунику и паллиум (полоса из шерсти овцы, символ архиепископской власти).
Позднее сложился канон написания ангелов, для которого характерны юношеский лик, нимб, обычно белые крылья, на голове диадема или повязка-слухи, символизирующая внимание небесного посланника к воле Божией. Иногда образ дополняют богатые ризы.
Архангелы относятся к третьему лику и почитаются как начальники над другими ангелами, наставники и провозвестники воли Господней среди людей, через них Бог посылает праведникам Свои Откровения.
Архангела Гавриила принято называть вторым после Архистратига Михаила. Не все святые отцы соглашались признать именно это его место в иерархии. Святитель Андрей Критский писал, что только дух, постоянно предстоящий Богу, ближайший к престолу Творца, мог быть удостоен права нести Благую Весть. Таким образом, Гавриила следует считать не архангелом, а серафимом. Святой Григорий Двоеслов проводил параллель между искушением Евы князем тьмы и Благовещением «пламенеющей серафимской любовью» к Господу Марии, для которого мог послужить только серафим. Однако официальная церковная традиция называет Гавриила Архангелом и «служителем чудесе». Сам же он так говорит о себе в тексте Евангелия: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк. 1:19).
Чаще всего в руках Архангела Гавриила изображают зерцало из зеленой яшмы («ясписа») как знак вестника «судеб Божиих о спасении рода человеческого» и светильник с пылающей свечой. Святитель Димитрий Ростовский объясняет этот атрибут сокрытием промысла Божия и возможностью его постичь только тем, кто «неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести».
Хотя все небесные силы по природе своей бесплотны, людям они являются в том виде, какой доступен и привычен человеческому восприятию. Именно поэтому на заре христианства в изображениях на стенах катакомб Архангел Гавриил предстает как прекрасный муж или юноша без нимба и крыльев, облаченный в тунику и паллиум (полоса из шерсти овцы, символ архиепископской власти).
Позднее сложился канон написания ангелов, для которого характерны юношеский лик, нимб, обычно белые крылья, на голове диадема или повязка-слухи, символизирующая внимание небесного посланника к воле Божией. Иногда образ дополняют богатые ризы.