Михаил Иванович Хвостенко происходил из крестьянской борисовской семьи, из династии художников. Его прадед, выпускник петербургской Академии художеств Архип Хвостенко, получил вольную от графа Бориса Петровича Шереметева; дед, Степан Архипович, был иконописцем; живописью занимались отец и дядя художника, Иван Степанович и Вениамин Степанович.
Михаил, получив образование в Москве, тяготел к церковной живописи. Великий Князь Константин Константинович взял художника с собой в паломничество в Палестину. Там Хвостенко работал над декорациями и костюмами к пьесе «Царь Иудейский», писал иконы. После революции он основал в Борисовке детскую художественную школу.
Избранный им сюжет, Моление о чаше, — один из самых распространенных библейских сюжетов в храмовом и светском искусстве. Он повествует о том, как Христос после Тайной вечери, уже зная о грядущем предательстве и предвидя крестные страдания, отправляется с ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном — в Гефсиманский сад и молится Своему Отцу Небесному. Утомленные и опечаленные ученики засыпают и не сопровождают Учителя в Его молитве. В первом молении Христос просит, если это возможно, избавить Его от чаши искупления человеческих грехов; во втором — выражает Свою готовность принять все, посланное Отцом, в третьем — повторяет вторую молитву, укрепляя смирение. В этом сюжете наиболее полно предстают страдания Спасителя как Сына Человеческого и сила и милосердие Его как Сына Божьего.
Существует четкий иконографический канон Моления о чаше. Центральная фигура — коленопреклоненный молящийся Христос; поодаль (иногда на первом плане) — спящие ученики, спускающийся с небес Архангел Гавриил с символической чашей, которую принимает Спаситель. На заднем плане часто появляются очертания города и стража с Иудой во главе.
На представленной картине художник отказывается от всех второстепенных фигур и деталей, сосредотачивая внимание зрителя на образе Иисуса. Его лик печален, но в то же время иконописно спокоен. Белые одеяния символизируют чистоту и Божественную славу.
Михаил, получив образование в Москве, тяготел к церковной живописи. Великий Князь Константин Константинович взял художника с собой в паломничество в Палестину. Там Хвостенко работал над декорациями и костюмами к пьесе «Царь Иудейский», писал иконы. После революции он основал в Борисовке детскую художественную школу.
Избранный им сюжет, Моление о чаше, — один из самых распространенных библейских сюжетов в храмовом и светском искусстве. Он повествует о том, как Христос после Тайной вечери, уже зная о грядущем предательстве и предвидя крестные страдания, отправляется с ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном — в Гефсиманский сад и молится Своему Отцу Небесному. Утомленные и опечаленные ученики засыпают и не сопровождают Учителя в Его молитве. В первом молении Христос просит, если это возможно, избавить Его от чаши искупления человеческих грехов; во втором — выражает Свою готовность принять все, посланное Отцом, в третьем — повторяет вторую молитву, укрепляя смирение. В этом сюжете наиболее полно предстают страдания Спасителя как Сына Человеческого и сила и милосердие Его как Сына Божьего.
Существует четкий иконографический канон Моления о чаше. Центральная фигура — коленопреклоненный молящийся Христос; поодаль (иногда на первом плане) — спящие ученики, спускающийся с небес Архангел Гавриил с символической чашей, которую принимает Спаситель. На заднем плане часто появляются очертания города и стража с Иудой во главе.
На представленной картине художник отказывается от всех второстепенных фигур и деталей, сосредотачивая внимание зрителя на образе Иисуса. Его лик печален, но в то же время иконописно спокоен. Белые одеяния символизируют чистоту и Божественную славу.