Первые триптихи (от греч. τρί-πτυχος — «сложенный втрое») — трехчастные композиции, состоящие из центрального главного и двух дополнительных изображений, — возникли еще в I тысячелетии и вплоть до середины XIX столетия оставались посвящены только религиозным сюжетам. Их составляли как писаные иконы, так и витражи, статуи, резные барельефы; на них изображали Спасителя и Богоматерь, святых, пророков и силы небесные. Эти конструкции принято было размещать в алтарной или надалтарной части храма.
Появившись в Византии, триптихи быстро распространились в странах Европы, а затем и в России. В Средние века триптихи пользовались большой популярностью и отличались разнообразием. Конструкции небольшого размера можно было брать с собой в путешествие, не опасаясь за сохранность изображения.
Храмовые триптихи в полной мере выполняли роль Священного Писания в изображениях. Горизонтальное расположение подсказывало последовательность развития сюжета или наглядно разделяло главные и второстепенные образы; конструкция открывалась только в особых случаях, однако на оборотной стороне помещались дополнительные сюжеты, открытые для обозрения в остальные дни.
Входила в состав триптиха и представленная в экспозиции икона работы потомственного борисовского иконописца Михаила Ивановича Хвостенко.
Это ростовое изображение Богоматери с Младенцем Иисусом на руках.
Изображения Пречистой Девы и Младенца Иисуса на иконе, соответствуя канону, отличаются живостью и эмоциональностью. Лик Богородицы задумчив и печален, в нем читается мысль о грядущих страданиях Ее Сына.
Церковные историки, описывая Богородицу, отмечали ровный и приятный голос, речь, лишенную какого-либо гнева и возмущения, руки с длинными пальцами, слегка вытянутое лицо с продолговатым носом и цветущими губами, темные глаза, в которых светилось смирение и постоянное помышление о Боге. Весь облик Марии говорит о Ней как о живом Храме, вместившем Господа.
Младенец Христос написан с широко, по-детски, расставленными руками. В отличие от канонического образа, Он не благословляет подошедшего к иконе, но раскрывает навстречу объятия, протягивает руки для спасения человеческой души.
Появившись в Византии, триптихи быстро распространились в странах Европы, а затем и в России. В Средние века триптихи пользовались большой популярностью и отличались разнообразием. Конструкции небольшого размера можно было брать с собой в путешествие, не опасаясь за сохранность изображения.
Храмовые триптихи в полной мере выполняли роль Священного Писания в изображениях. Горизонтальное расположение подсказывало последовательность развития сюжета или наглядно разделяло главные и второстепенные образы; конструкция открывалась только в особых случаях, однако на оборотной стороне помещались дополнительные сюжеты, открытые для обозрения в остальные дни.
Входила в состав триптиха и представленная в экспозиции икона работы потомственного борисовского иконописца Михаила Ивановича Хвостенко.
Это ростовое изображение Богоматери с Младенцем Иисусом на руках.
Изображения Пречистой Девы и Младенца Иисуса на иконе, соответствуя канону, отличаются живостью и эмоциональностью. Лик Богородицы задумчив и печален, в нем читается мысль о грядущих страданиях Ее Сына.
Церковные историки, описывая Богородицу, отмечали ровный и приятный голос, речь, лишенную какого-либо гнева и возмущения, руки с длинными пальцами, слегка вытянутое лицо с продолговатым носом и цветущими губами, темные глаза, в которых светилось смирение и постоянное помышление о Боге. Весь облик Марии говорит о Ней как о живом Храме, вместившем Господа.
Младенец Христос написан с широко, по-детски, расставленными руками. В отличие от канонического образа, Он не благословляет подошедшего к иконе, но раскрывает навстречу объятия, протягивает руки для спасения человеческой души.