Память святых мучеников Гурия, Самона и Авива Церковь отмечает в один день (15 ноября), вместе их пишут и на иконах. Все трое жили и пострадали за веру Христову в городе Едесса, там же вместе были похоронены.
Два друга (по некоторым источникам — братья) Гурий и Самон, проповедовавшие христианство, приняли мученический венец в правление императора Диоклетиана (284–305 годы) или, возможно, Максимина (305–311 годы). Гурий и Самон под пытками отказались принести жертву идолам, после чего их бросили в темницу, а затем обезглавили. Позже их погребли едесские христиане.
Диакон Авив жил позднее, при последнем императоре-язычнике Ликинии (311–324 годы). Узнав, что его ищут, он сам явился к палачам, не желая, чтобы за него случайно пострадали другие. Он, невзирая на мучения, исповедовал веру во Христа и с молитвой вошел в огонь. Мать Авива и другие христиане обрели его тело невредимым и похоронили рядом с Гурием и Самоном.
Святые прославились как покровители брака и обманутых жен. Житие рассказывает, как готский воин взял в жены благочестивую едесскую девушку Евфимию. Поклявшись ее матери Софии у гроба святых ничем не обидеть жену, он по окончании службы увез Евфимию к себе на родину, где отдал в рабство своей первой жене-язычнице. Пережив много страданий, лишившись младенца и погибая в склепе, Евфимия молитвенно призвала троих мучеников и чудесным образом была перенесена в Едессу. Клятвопреступника же настигла кара.
На иконах святых Гурия, Самона и Авива принято писать вместе, в рост. Гурий традиционно изображается седобородым старцем, Самон — несколько моложе; Авив — безбородым юношей. Гурий и Самон обычно одеты в красные гиматии и держат в руках кресты как знаки мучеников, Авива пишут в стихаре, с кадилом в правой руке и баночкой фимиама в левой.
Представленная в экспозиции икона заметно отличается от канонического образа. Старшим здесь, согласно подписям, представлен Самон. Пальмовая ветвь в его руке символизирует победу жизни над смертью и грехом, принадлежность к Царствию Божьему. Гурий поднял руку в именословном благословении (пальцы сложены буквами «IХ» — Иисус Христос). Характерно, что благословляющая рука — левая. Такой жест, изначально противоречащий канонам православия, встречается в русских иконах XVIII–XX веков.
Святой Авив на иконе написан в диаконском облачении, из атрибутов у него только свиток — знак несения людям библейской истины.
Первый известный текст, посвященный мученичеству этих святых, приписывается Феофилу Едессянину.
Два друга (по некоторым источникам — братья) Гурий и Самон, проповедовавшие христианство, приняли мученический венец в правление императора Диоклетиана (284–305 годы) или, возможно, Максимина (305–311 годы). Гурий и Самон под пытками отказались принести жертву идолам, после чего их бросили в темницу, а затем обезглавили. Позже их погребли едесские христиане.
Диакон Авив жил позднее, при последнем императоре-язычнике Ликинии (311–324 годы). Узнав, что его ищут, он сам явился к палачам, не желая, чтобы за него случайно пострадали другие. Он, невзирая на мучения, исповедовал веру во Христа и с молитвой вошел в огонь. Мать Авива и другие христиане обрели его тело невредимым и похоронили рядом с Гурием и Самоном.
Святые прославились как покровители брака и обманутых жен. Житие рассказывает, как готский воин взял в жены благочестивую едесскую девушку Евфимию. Поклявшись ее матери Софии у гроба святых ничем не обидеть жену, он по окончании службы увез Евфимию к себе на родину, где отдал в рабство своей первой жене-язычнице. Пережив много страданий, лишившись младенца и погибая в склепе, Евфимия молитвенно призвала троих мучеников и чудесным образом была перенесена в Едессу. Клятвопреступника же настигла кара.
На иконах святых Гурия, Самона и Авива принято писать вместе, в рост. Гурий традиционно изображается седобородым старцем, Самон — несколько моложе; Авив — безбородым юношей. Гурий и Самон обычно одеты в красные гиматии и держат в руках кресты как знаки мучеников, Авива пишут в стихаре, с кадилом в правой руке и баночкой фимиама в левой.
Представленная в экспозиции икона заметно отличается от канонического образа. Старшим здесь, согласно подписям, представлен Самон. Пальмовая ветвь в его руке символизирует победу жизни над смертью и грехом, принадлежность к Царствию Божьему. Гурий поднял руку в именословном благословении (пальцы сложены буквами «IХ» — Иисус Христос). Характерно, что благословляющая рука — левая. Такой жест, изначально противоречащий канонам православия, встречается в русских иконах XVIII–XX веков.
Святой Авив на иконе написан в диаконском облачении, из атрибутов у него только свиток — знак несения людям библейской истины.
Первый известный текст, посвященный мученичеству этих святых, приписывается Феофилу Едессянину.