Архангел Гавриил много раз упоминается в книгах Священного Писания как один из наиболее приближенных к Богу. Если Архангел Михаил поставлен во главе ангельского воинства, то Гавриилу отведена роль благовестника и утешителя.
С его слов пророк Моисей записал Книгу Бытия, а пророк Даниил узнал о грядущих Царствах.
Являлся Гавриил праведным Иоакиму и Анне, чтобы возвестить Рождество Богородицы, а праведным Захарии и Елисавете — Рождество Иоанна Предтечи. Он пребывал с Девой Марией во время Её жизни при Храме и явился к Ней со словами Благовещения, он же утешал Иосифа Обручника в его сомнениях. Именно Гавриил был послан поддержать и укрепить Самого Иисуса в Гефсиманском саду, когда Господь молился в преддверии крестных страданий.
С именем Архангела Гавриила связано предание о возникновение славословной молитвы «Достойно есть». В V веке велись богословские споры о том, родился ли Христос Богом или обрел Божественную природу уже по принятии крещения и, следовательно, верно ли называть Марию Богородицей или Христородицей, то есть Матерью Иисуса-человека. Спор был однозначно решен только в 431 году на III Вселенском (Ефесском) соборе. Согласно преданию, во время иноческой молитвы на горе Афон явился неизвестный монах, провозгласил текст славословия «Достойно есть», начертал его перстом на камне и растворился.
На иконах Архангела Гавриила принято изображать юношей с крыльями и нимбом.
В разных изводах в руках он держит жезл, сферу и светильник с горящей свечой, свиток, ветвь райского древа или (позднейший атрибут) цветок белой лилии.
Образ Архангела Гавриила обязательно входит в пятифигурный деисус — как в самостоятельную композицию, так и в составе главного, третьего чина иконостаса. Гавриила изображают стоящим за Иоанном Предтечей, напротив Богоматери, в память о принесенной Благой Вести.
Представленный в экспозиции эскиз Михаил Иванович Хвостенко, художник слободы Борисовка Курской губернии, создал на бумаге для проекта оформления дьяконских дверей.
Средние двери, или врата, церковного иконостаса именуются Царскими: через них в Святых Дарах незримо проходит Сам Христос. Южная «дьяконская» дверь ведет в ризницу, северная — в жертвенник. На этих дверях обычно и помещают образы Архангелов Михаила и Гавриила.
С его слов пророк Моисей записал Книгу Бытия, а пророк Даниил узнал о грядущих Царствах.
Являлся Гавриил праведным Иоакиму и Анне, чтобы возвестить Рождество Богородицы, а праведным Захарии и Елисавете — Рождество Иоанна Предтечи. Он пребывал с Девой Марией во время Её жизни при Храме и явился к Ней со словами Благовещения, он же утешал Иосифа Обручника в его сомнениях. Именно Гавриил был послан поддержать и укрепить Самого Иисуса в Гефсиманском саду, когда Господь молился в преддверии крестных страданий.
С именем Архангела Гавриила связано предание о возникновение славословной молитвы «Достойно есть». В V веке велись богословские споры о том, родился ли Христос Богом или обрел Божественную природу уже по принятии крещения и, следовательно, верно ли называть Марию Богородицей или Христородицей, то есть Матерью Иисуса-человека. Спор был однозначно решен только в 431 году на III Вселенском (Ефесском) соборе. Согласно преданию, во время иноческой молитвы на горе Афон явился неизвестный монах, провозгласил текст славословия «Достойно есть», начертал его перстом на камне и растворился.
На иконах Архангела Гавриила принято изображать юношей с крыльями и нимбом.
В разных изводах в руках он держит жезл, сферу и светильник с горящей свечой, свиток, ветвь райского древа или (позднейший атрибут) цветок белой лилии.
Образ Архангела Гавриила обязательно входит в пятифигурный деисус — как в самостоятельную композицию, так и в составе главного, третьего чина иконостаса. Гавриила изображают стоящим за Иоанном Предтечей, напротив Богоматери, в память о принесенной Благой Вести.
Представленный в экспозиции эскиз Михаил Иванович Хвостенко, художник слободы Борисовка Курской губернии, создал на бумаге для проекта оформления дьяконских дверей.
Средние двери, или врата, церковного иконостаса именуются Царскими: через них в Святых Дарах незримо проходит Сам Христос. Южная «дьяконская» дверь ведет в ризницу, северная — в жертвенник. На этих дверях обычно и помещают образы Архангелов Михаила и Гавриила.