Михаил Иванович Хвостенко, потомственный борисовский художник, в 1907 году окончил местную иконописную мастерскую. В свидетельстве об окончании сообщалось, что выпускник удостоен звания мастера-иконописца. Первое время Хвостенко расписывал церкви, но после революции стал выполнять заказы иного рода: плакаты и картины — на бумаге и контурных картах. Среди них встречаются виды малой родины художника.
«Отчий дом» — не абстрактное название. На картине действительно изображена хата родителей Михаила Ивановича. Хаты-мазанки — самый распространенный вид жилища у южных славянских народов: западных и южных русских, белорусов, поляков и особенно украинцев. Основательные — не меньше полуметра в толщину — стены делали глинобитными или саманными, реже каркасными, из жердей или плетня. Снаружи и изнутри их обмазывали глиной; покрывали дом четырехскатной кровлей из камыша или соломы, вымоченной в глине.
До середины XX века дощатый пол в хатах был редкостью: как правило, его роль выполняла доливка — плотно утрамбованная земля, которую покрывали смесью глины и самана. Стены и пол штукатурили. Изначально для этого использовался раствор из белой глины (ее брали в окрестностях Тихвинского монастыря) и свежего лошадиного помета, который считали полезным для здоровья. Со временем, когда лошади вышли из обихода, традиционный раствор заменили известково-песчаным.
Внутреннее помещение хаты делилось на две части: переднюю, выходящую окнами на улицу, и заднюю, окнами на двор. Их разделяли печь («груба» — упрощенный вариант русской печи) и перегородка на основе плетня. Сени находились с задней стороны. Передняя часть считалась парадной: здесь встречали гостей, ставили иконы, отдыхали. В задней части топили печь, готовили и хранили еду, держали хозяйственный инвентарь, а в холода пускали туда молодняк домашней птицы и скота.
Не реже, чем дважды в год, перед Рождеством и в Страстной четверг, хату белили, а осенью, когда появлялось свободное время, расписывали красный угол, грубу, стены и потолки.
Писатели и путешественники, бывавшие в мазанках, неизменно отмечали их чистоту и опрятность — и обязательно зелень, в которой утопают «белые палатки».
«Отчий дом» — не абстрактное название. На картине действительно изображена хата родителей Михаила Ивановича. Хаты-мазанки — самый распространенный вид жилища у южных славянских народов: западных и южных русских, белорусов, поляков и особенно украинцев. Основательные — не меньше полуметра в толщину — стены делали глинобитными или саманными, реже каркасными, из жердей или плетня. Снаружи и изнутри их обмазывали глиной; покрывали дом четырехскатной кровлей из камыша или соломы, вымоченной в глине.
До середины XX века дощатый пол в хатах был редкостью: как правило, его роль выполняла доливка — плотно утрамбованная земля, которую покрывали смесью глины и самана. Стены и пол штукатурили. Изначально для этого использовался раствор из белой глины (ее брали в окрестностях Тихвинского монастыря) и свежего лошадиного помета, который считали полезным для здоровья. Со временем, когда лошади вышли из обихода, традиционный раствор заменили известково-песчаным.
Внутреннее помещение хаты делилось на две части: переднюю, выходящую окнами на улицу, и заднюю, окнами на двор. Их разделяли печь («груба» — упрощенный вариант русской печи) и перегородка на основе плетня. Сени находились с задней стороны. Передняя часть считалась парадной: здесь встречали гостей, ставили иконы, отдыхали. В задней части топили печь, готовили и хранили еду, держали хозяйственный инвентарь, а в холода пускали туда молодняк домашней птицы и скота.
Не реже, чем дважды в год, перед Рождеством и в Страстной четверг, хату белили, а осенью, когда появлялось свободное время, расписывали красный угол, грубу, стены и потолки.
Писатели и путешественники, бывавшие в мазанках, неизменно отмечали их чистоту и опрятность — и обязательно зелень, в которой утопают «белые палатки».