Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Борисовка: от древности к современности»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Отчий дом

Время создания
1931
Место создания
Белгородская область, СССР
Размер
43x61 см
Техника
бумага, акварель
12
Открыть в приложении
#2
Михаил Иванович Хвостенко, потомственный борисовский художник, в 1907 году окончил местную иконописную мастерскую. В свидетельстве об окончании сообщалось, что выпускник удостоен звания мастера-иконописца. Первое время Хвостенко расписывал церкви, но после революции стал выполнять заказы иного рода: плакаты и картины — на бумаге и контурных картах. Среди них встречаются виды малой родины художника.

«Отчий дом» — не абстрактное название. На картине действительно изображена хата родителей Михаила Ивановича. Хаты-мазанки — самый распространенный вид жилища у южных славянских народов: западных и южных русских, белорусов, поляков и особенно украинцев. Основательные — не меньше полуметра в толщину — стены делали глинобитными или саманными, реже каркасными, из жердей или плетня. Снаружи и изнутри их обмазывали глиной; покрывали дом четырехскатной кровлей из камыша или соломы, вымоченной в глине.

До середины XX века дощатый пол в хатах был редкостью: как правило, его роль выполняла доливка — плотно утрамбованная земля, которую покрывали смесью глины и самана. Стены и пол штукатурили. Изначально для этого использовался раствор из белой глины (ее брали в окрестностях Тихвинского монастыря) и свежего лошадиного помета, который считали полезным для здоровья. Со временем, когда лошади вышли из обихода, традиционный раствор заменили известково-песчаным.

Внутреннее помещение хаты делилось на две части: переднюю, выходящую окнами на улицу, и заднюю, окнами на двор. Их разделяли печь («груба» — упрощенный вариант русской печи) и перегородка на основе плетня. Сени находились с задней стороны. Передняя часть считалась парадной: здесь встречали гостей, ставили иконы, отдыхали. В задней части топили печь, готовили и хранили еду, держали хозяйственный инвентарь, а в холода пускали туда молодняк домашней птицы и скота.

Не реже, чем дважды в год, перед Рождеством и в Страстной четверг, хату белили, а осенью, когда появлялось свободное время, расписывали красный угол, грубу, стены и потолки.

Писатели и путешественники, бывавшие в мазанках, неизменно отмечали их чистоту и опрятность — и обязательно зелень, в которой утопают «белые палатки».
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Отчий дом

Время создания
1931
Место создания
Белгородская область, СССР
Размер
43x61 см
Техника
бумага, акварель
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%