Евдокия Федоровна Лопухина — первая супруга Петра I, мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя неиноземная супруга русского монарха. Судьба Евдокии Лопухиной сложилась драматично: Пётр быстро охладел к жене, и в 1698 году она была насильно пострижена в монахини. Евдокия Фёдоровна — дочь стрелецкого головы Иллариона Лопухина. В течение семи лет она была царицей, но никто не запомнил ее сидящей на троне в шелках и парче. Отлученная от трона, она могла бы возглавить бунт, но предпочла монастырское изгнание. Евдокия Фёдоровна прожила долгую жизнь, пережив мужа, детей и даже внуков.
Портрет Евдокии Лопухиной и портрет Алексея Михайловича — экспонаты, положившие начало формированию коллекции Воронежского губернского музея. Изначально работы находились в общей раме. Обе работы носят в себе стилистические черты портретного искусства начальной стадии его становления. По особенностям манеры письма портрета его можно отнести к типу парсуны. Парсуна (искаженное «персона») — условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI–XVII века, сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.
В моделировке лиц художник накладывает светлые тона на темный подмалевок. Глаза написаны с бликами на радужке и белках, как было принято на светских портретах, в технике масляной живописи. В то же время декоративное убранство облачения с драгоценными камнями плоскостно.
Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются прежде всего цари, князья, церковные иерархи. Представленное в экспозиции полотно поступило в собрание Воронежского областного художественного музея из Воронежского областного краеведческого музея в 1933 году.