Открывающий экспозицию Псковской картинной галереи портрет Петра — из числа самых ранних произведений века господства портретного жанра, когда в искусстве происходил переход от средневековых традиций к новому осмыслению действительности.
Иван Никитин учился в типографской школе при Оружейной палате в Москве. В 1710-е годы — у немецкого живописца И. Таннауэра. По повелению Петра1 в 1716 году был послан пенсионером в Италию. Занимался сначала в Венецианской АХ, через год во Флоренции под руководством профессора АХ Т. Реди. В начале 1720 года вернулся в Петербург и получил звание «Двора Его величества персонных дел мастера». После смерти Петра был арестован, бит батогами, посажен в Петропавловскую крепость и сослан в Сибирь по обвинению в принадлежности к старорусской партии. После смерти Анны Иоанновны был возвращен из ссылки, но умер в дороге.
Изображая Петра в горностаевой мантии, латах с лентой Андреевского ордена, живописец в полной мере использовал новые изобразительные средства. Тонкие светотеневые моделировки передают особенности пластической структуры немолодого лица, в одутловатой желтизне которого таится болезненность. Редеющие на висках волосы, неровная линия усов, чуть покрасневший нос явно написаны с натуры. Такое внимательное письмо, напоминающее натурный этюд, вносит оттенок интимности, теплоты в традиционную схему парадного портрета. Мягкая тональная живопись, активизированная пятнами алого и синего, создает образ высокого достоинства и значительности.
Парадность костюма, горделивость позы не скрывают горечи, усталости, озабоченности, читаемых во взгляде Петра, в складках между бровей, в голубоватых тенях на лице. Портрет приписывается кисти «персонных дел мастера» Ивана Никитина, ценимого императором за «добрый талант». После пенсионерской поездки в Италию, куда художник уехал уже сложившимся живописцем, Никитин работал по заказам Петра и многократно писал этого вершителя судеб России. Портрет поступил в собрание музея в 1919-21 гг. из музея Псковского археологического общества, а ранее находился в знаменитой коллекции псковского купца Ф.М. Плюшкина (1837–1912), собранной им на Псковской земле, и, возможно, принадлежит к числу тех многочисленных портретов, которые Петр раздавал приближенным за заслуги перед государством, за победы в сражениях.