Портрет Петра I Алексеевича открывает экспозицию Псковской картинной галереи. Он относится к числу самых ранних произведений XVIII века, когда преобладал портретный жанр и в искусстве происходил переход от средневековых традиций к новому осмыслению действительности.
Иван Никитич Никитин учился в типографской школе при Оружейной палате в Москве. В 1710-е годы — у немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауэра. По велению Петра I в 1716 году за счет государственных дотаций был отправлен на учебу в Италию. Сначала занимался в Венецианской академии изящных искусств, через год переехал во Флоренцию, где работал под руководством профессора, живописца и скульптора Томмазо Реди.
После поездки в Италию, в начале 1720 года, художник вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре он получил звание «двора Его величества персонных дел мастера», работал по заказам Петра и многократно писал его портреты.
После смерти императора был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь по обвинению в заговоре. В 1742 году помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Был возвращен из ссылки, но скончался в дороге.
В коллекции представлено погрудное изображение Петра I, его голова повернута вправо, взгляд направлен прямо. При изображении императора на темном фоне в горностаевой мантии и в латах с лентой Андреевского ордена Никитин использовал новые изобразительные средства. Тонкие светотеневые моделировки передают особенности пластической структуры лица. Такое внимательное письмо, которое напоминает натурный этюд, обновляет традиционную схему парадного портрета. Мягкая тональная живопись активизирована пятнами алого и синего.
Портрет поступил в собрание музея в 1919–1921 годах
из музея Псковского археологического общества. Ранее он находился
в коллекции купца Фёдора Михайловича Плюшкина, владельца одной из самых
больших частных коллекций в Российской империи. Вероятно, эта картина
принадлежит к числу тех многочисленных произведений, которые Пётр I даровал
приближенным за заслуги перед государством и за победы
в сражениях.